Сотрудники социальных учреждений помогают проживающим, принявшим решение жить самостоятельно, подготовиться к выходу из интерната.

Желание и личная мотивация — именно с этого начинается процесс подготовки к самостоятельному проживанию. Важно, чтобы инициатива исходила от самого человека. Если он обращается с заявлением о стремлении выйти на самостоятельное проживание, с ним начинается дополнительная работа. Специалисты по реабилитации и социальные работники рассказывают, как нужно вести быт и домашнее хозяйство, планировать свое время и доходы. Психологи работают над мотивацией, помогают подготовиться к жизни в новых условиях, а юристы собирают необходимый пакет документов. Затем человек проходит специальную городскую комиссию, где определяют его готовность к самостоятельному проживанию.

«Дальнейшая работа зависит от статуса проживающего. Является ли он сиротой, имеется ли у него уже жилье. Я сопровождаю ребят на этом важном этапе жизнеустройства. Вместе мы ездим на городскую комиссию, на осмотр квартиры. И за каждого из ребят я всегда испытываю волнение. Хочется, чтобы все они реализовали свои мечты», — поделилась Ольга Люксембург, юрисконсульт Психоневрологического интерната № 16.

Для того чтобы люди были готовы к самостоятельной жизни, особое внимание в учреждении уделяется занятости проживающих. Многие жители начинают привыкать к труду в мастерских при домах-интернатах. Затем самостоятельно или при поддержке специалистов учреждения находят работу в городских организациях. Некоторые проживающие оформляются на работу в интернате.

«Наши ребята сознательно подходят к самостоятельному проживанию и стараются предусмотреть затраты на обустройство жилья и непредвиденные обстоятельства. Те, кто планирует выйти из интерната, проживают в одноместных комнатах и заранее покупают мебель и технику. Они уже имеют представление, какой интерьер будет в квартире, как они ее обустроят», — рассказал заместитель директора по социальной работе Психоневрологического интерната № 16 Кирилл Борисенков.

В доме-интернате № 16 рассказали о программе «Шаг», где проживающих обучают финансовой грамотности, приготовлению пищи и другим необходимым в быту социальным навыкам. Ребята заранее ходят в мебельные магазины и выбирают интерьер будущего жилья. Больше всего их вдохновляют кулинарные занятия. Они обсуждают, что будут готовить, составляют список продуктов и самостоятельно покупают их в магазине. Любимая часть — общение во время готовки. Вместе со специалистами они устраивают игры, обсуждают различные жизненные ситуации, ищут решение сложных вопросов.

«У ребят даже тесто по-другому поднимается. Наверное, потому что сами по себе они добрые. Им нравится не просто приготовить что-то, а угостить сотрудников, чтоб они оценили их кулинарные способности. У выпускников есть свои рецепты блюд. Некоторые выпускники часто звонят мне, спрашивают советы. И это, конечно, приятно. Чувствуется, что они растут, развиваются, но теперь уже самостоятельно», — сообщила Надежда Грачева, реабилитолог, руководитель программы «Шаг».

Джесси Камара

В апреле комиссией было вынесено решение о готовности одного из ребят, проживающих дома-интерната № 16 Джесси Камара жить самостоятельно. Молодой человек уже получил ключи и в ближайшее время ждет заселения.

У него уже серьезные планы на будущее, благодарит сотрудников учреждения за поддержку, веру в него и дельные советы.

«Меня научили экономить, с умом подходить к каждому шагу. Недавно мой друг тоже переехал из дома-интерната в свою квартиру, готовится к свадьбе. Я тоже хочу семью», — поделился Джесси.

Первая планируемая покупка молодого человека в квартиру — диван. Ведь правильный сон — залог хорошего здоровья. В период пандемии Джесси Камара с другими ребятами из дома-интерната жил в Комплексе социальных жилых домов. Он помогал адаптироваться к жизни вне интерната тем, кто нечасто бывал в городе сам, сопровождал их в метро. Тогда он точно убедился, что готов к самостоятельному проживанию.

«Такая практика была очень полезна и нам, и ребятам. Кто уже более приспособлен к социуму, помогал менее опытным ребятам. Уже через несколько недель они хорошо ориентировались в транспорте, свободно передвигались по городу. Стало понятно, что в будущем они тоже смогут самостоятельно проживать», — сообщил Кирилл Борисенков.

Даже покидая стены дома-интерната, ребята всегда остаются желанными гостями в интернате. Они также посещают танцевальные, театральные и спортивные занятия, когда это возможно, участвуют в городских соревнованиях.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы