6 мая 2021 года
Любовь Николаевна Григорьева попала на фронт в 1943 году. Поехав на встречу со своим дядей капитаном Григорьевым, она несколько дней помогала врачу части, а по окончанию визита, была оформлена санинструктором. Девочке было всего 15 лет.
Под прицельным огнем
Любовь Григорьева закончила шестой класс, началась война. В Великих Луках, где она жила у бабушки и дедушки после смерти родителей, бои начались 2 июля 1941 года. Город трижды переходил от немецко-фашистских захватчиков к Красной Армии, которая окончательно отбила его лишь в 1943 году. Жители не эвакуировались, находясь под непрерывными бомбежками, становясь свидетелями тяжелых уличных боев, страдая от голода и разрушений. В последствии Великие Луки назовут маленьким Сталинградом — за упорство и жестокость, с которыми шли в нем боевые действия.
«Мне пришлось быть в городе во время сильных боев. Несколько раз я побывала под прицельным огнем. Но кроме стрельбы и бомбежек в городе были страшные разрушения, стоял голод. Ничего более ужасного за всю войну я больше не видела, даже на передовой», — рассказывает Любовь Николаевна Григорьева, участник Великой Отечественной войны.
Дочь полка
Поездка в часть к родному дяде стала судьбоносной. После встречи с родственником, Любовь Николаевну оставили ночевать в медицинской части, где она попала под опеку врача — Анастасии Васильевны Ситрановой. Та обучила подростка делать уколы, перевязки, и другие медицинские манипуляции, а по истечении 4 дней гостевого визита, настояла на том, чтобы Любовь Григорьеву оставили в части в должности санинструктора.
«Так посреди фронта, под обстрелами, среди боли раненых, я вдруг оказалась, как дома. Впервые за всю свою жизнь, получив сполна внимания и заботы. Анастасия Васильевна была удивительно честным и добрым человеком, она следила, чтобы я своевременно питалась, обучала меня, защищала и воспитывала, заменив мне мать», — рассказывает Любовь Григорьевна.
Санинструктора Григорьеву в части любили — безотказная девушка вскоре стала дочерью полка. Ее называли Любушкой, стараясь ужасы войны скрасить, кто как мог. Стараниями своих опекунов, девушка получила редкую медаль «Сын полка», которая ей очень дорога как память об этих добрых и отзывчивых людях.
«Был у нас рядовой Бирюков. Пожилой человек, преподаватель, он считал, что главное в жизни — образование. И чтобы покрыть мой недостаток знаний, часто читал наизусть Евгения Онегина, Мцыри и другие произведения, обязательно объясняя важные фрагменты», — вспоминает Любовь Николаевна.
В медицинской части, где трудилась Любушка, тяжелораненых не оставляли — их отправляли в тыловые госпитали, но работы было много: незначительные ранения и болезни лечили на месте. Любовь Григорьева всегда находилась рядом с врачом, делала бесконечные перевязки и подготавливала раненых к транспортировке.
Май 1945
«9 мая я встретила в Эстонии, недалеко от города Тапа. Тот май я не забуду никогда! Цвели деревья, цветы, цвела моя душа — ведь война закончилась! Можно было мечтать, планировать, чего-то желать. Это было невыразимое счастье!» — говорит женщина.
Но спустя всего несколько дней после объявления капитуляции Германии, Любушка вновь занялась перевязками.
«Наши рядовые шли с поручением через лесной массив, когда увидели в дверях землянки очень красивую обнаженную девушку. Парни остолбенели от неожиданности, а в этот момент из-за плеча красотки появилось дуло автомата, раздалась очередь. Один наш солдат был убит, другой ранен. Ответным огнем он смог поразить стрелявшего, зацепив и девушку», — рассказывает Любовь Николаевна.
Санинструктор Григорьева сделала все, как учила врач: сначала перевязала тяжело раненную женщину, а потом занялась более легким ранение солдата.
«Меня переполняли эмоции... Как же так?! Ведь война кончилась, почему люди продолжают умирать?! Будто посреди всеобщего праздника мне сообщили ужасную весть. Так отчаянно жаль было этого парня, который погиб после окончания войны...», — говорит Любовь Николаевна. Но наступил момент, когда и медчасть была расформирована.
После войны Любовь Григорьева закончила вечернюю школу, затем техникум, и отработав 8 лет по распределению, пошла получать высшее образование, став инженером-физиком в 34 года. Женщина более 20 лет работала патентоведом на засекреченном производстве.
Сейчас женщина проживает в Пансионате для ветеранов войны «Коньково». Несколько лет назад Любовь Николаевна потеряла зрение, а сейчас у нее стремительно ухудшается слух. Сотрудники пансионата «Коньково» заменили ей семью, стараясь подарить этому одинокому удивительному человеку любовь и заботу, которой так мало было в ее жизни.
Материал подготовила Александрина Маланина
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы