Развитие ребенка невозможно без познания окружающего мира, и на самых ранних этапах малыш может знакомиться с тем, что его окружает, путем опыта и эксперимента. Как успешно внедрить эти понятия в работу с детьми, специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Петровский парк» рассказывают на примере своего проекта «Огород круглый год».

Детское экспериментирование наряду с игрой можно считать одной из ведущих форм деятельности дошколят. «Мы начинаем приобщать детей к изучению мира опытным путем с самого раннего возраста. Элементы эксперимента внедрены в распорядок дня: прием пищи, прогулки, развивающие занятия. Под руководством взрослых малыши учатся понимать явления живой и неживой природы, их взаимосвязь», — рассказывает старший воспитатель Мария Емельяненко.

В самом центре разбит зимний сад, а в каждой группе оборудован опытный уголок «Огород круглый год». Здесь дошкольники превращаются в юных садовников, и дизайнеров, и фермеров, выращивающих урожай, и даже ученых, наблюдающих за ходом эксперимента.

«Вместе с детьми мы сооружаем на подоконнике мини-огород. Начинаем с посадки семян: кабачки, огурцы, перцы. Рисуем таблички с обозначениями-картинками, что и где у нас посажено. Ежедневно наблюдаем и обязательно отмечаем первые всходы. Это все очень увлекает детей», — рассказывает воспитатель Анна Бич.

На других занятиях педагоги тоже стараются поддерживать тему проекта: знакомят детей со сказками, стихами, потешками и загадками на тему овощей и садоводства.

«Изучали иллюстрации к сказке «Репка», ставили по ее мотивам кукольный спектакль. Занимались лепкой овощей из пластилина и глины, а все работы оформляли в тематические выставки «Вылепи, какие нравятся овощи», «Овощи из нашего магазина», «Что растет на нашей грядке», — перечисляет педагог Татьяна Симонова.

Следующая часть проекта — высадка всходов на грядки, обустроенные на территории центра. Теперь малыши будут ухаживать за своим огородом уже на свежем воздухе и наблюдать совершенно другие процессы — как саженцы реагируют на жару и дождь; узнают, что молодые побеги нужно защищать от птиц, а насекомые бывают полезными и опасными.

«Ребенок учится элементарному наблюдению. Сколько на лицах детей радости и восторга от познания мира через собственные ощущения и личный опыт! Все это дает малышу возможность приобрести базовые знания о природе и окружающей среде», — продолжает Татьяна Симонова.

Осенью дети могут увидеть результаты своего труда сначала на грядке, потом в корзинах, потом — на столе. Вместе с педагогами и воспитателями ребята готовят тематические выставки «Портрет нашего огорода», «Осень — вкусное время года» «Что я знаю об овощах».

При этом педагоги центра «Петровский парк» акцентируют внимание коллег, которые захотят взять их опыт на вооружение, на некоторых рекомендациях. Так, эксперимент для ребенка должен строиться на основе уже сформированных элементарных представлений, которые были получены в процессе наблюдения. Его цели и задачи должны быть понятны детям, а результаты — доступны. «Ну и, разумеется, при проведении опытов нельзя наносить ущерб окружающей природе, а сами эксперименты должны быть абсолютно безопасными для воспитанников», — отмечает замдиректора центра Марина Жукова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы