Реабилитационные занятия с детьми с особенностями развития должны быть регулярными. Помимо специальных курсов реабилитации родители могут заниматься с детьми дома. Учитель-дефектолог Елена Ковалева из Троицкого реабилитационно-образовательного центра «Солнышко», подведомственного столичному Департаменту труда и соцзащиты, поделилась простыми и эффективными упражнениями. При системном выполнении они способствуют когнитивному, эмоциональному и физическому развитию ребенка.

Игры на умение анализировать информацию

Среда, в которой живет ребенок, может оказывать положительное влияние на его формирование и развитие определенных умений. Например, важно, чтобы с ранних лет малыш мог видеть картины художников или репродукции, собственные зарисовки, учебные схемы, таблицы, правила. Такая среда может быть как стандартизированной (направленной на непроизвольное запоминание материала), так и проективной (развитие творческого и продуктивного мышления).

Еще важно наличие вертикального пространства, которое ребенок сможет использовать для рисования или игр (доски, вертикальные поверхности для рисования, наклеивания, расположения магнитов и пр.). Это, с одной стороны, позволяет ребенку определить пространственные и временные границы, с другой − не ограничивает его в творчестве и может являться предметом разговора о соблюдении правил, границ дозволенного, уборки за собой, разнообразии способов самовыражения.

Найди фигуру в пространстве. Ребенку предлагается осмотреться вокруг и найти предметы, похожие на заданные геометрические фигуры, находящиеся в зоне обзора. Родитель озвучивает задание, например: «Найди предметы, которые похожи на круг» (часы, розетки, лампы и пр.).

Четвертый лишний. Предложите малышу четыре слова, три из которых связаны по смыслу. Четвертое слово произвольное. Например: стол, стул, кресло, яблоко. Или с усложнением: бежать, скакать, сидеть, спать. Затем предложите ребенку придумать набор слов с изначально заданным условием.

Загадки. Предложите ребенку отгадать загаданный предмет, предъявляя инструктивную фразу: «Угадай, что я тебе загадал». Далее следует описание предмета. Такие загадки должны быть простыми с узнаваемым описанием предмета. Например, «Угадай, что я тебе загадал. Это что-то красное, круглое, сладкое». Ответ: яблоко.

Если вы играете впервые, то предметы следует загадывать из текущей предметной обстановки. Постепенно следует усложнять задания, загадывая слова, не соответствующие текущей обстановке, и затем редко встречающиеся в обиходе или абстрактные (предметы из сказок, фантазийных историй, которые вы читаете ребенку).


Упражнения на внимание и внимательность

Самое простое и не требующее специальных знаний, что родитель может сделать — это использовать подводящие фразы. Например, если мы показываем ребенку материал, следует говорить «смотри», если готовимся произнести что-то важное — «слушай». Также может оказаться полезным использование тактильного контакта родителя с ребенком перед занятием и в ходе него. Если ребенок не держит внимание, постоянно отвлекается, то ему можно помочь с помощью обнимания и массажа рук.

Материалы должны быть подобраны и храниться по классификациям: животные, мебель, посуда, одежда, персонажи (люди или любимые герои — Человек-паук), вокруг которых будет осуществляться построение основного сюжета упражнения.

Еще полезны фигуры для конструирования разного цвета и размера из дерева или пластмассы, неоформленные материалы (шишки, разные орехи, палочки, камни интересной формы и размера), бумага для рисования и вырезания, клеи, ножницы разного размера и конфигурации, разные краски и кисти, пластилины разного вида, любимые книги с персонажами в виде игрушек по этим произведениям или максимально похожие (приветствуются сшитые мамой любимые персонажи).

Повтори за мной. В упражнении используются дезориентирующие фразы и действия. Попросите ребенка слушать вас внимательно и делать только то, что вы говорите. В ходе игры родитель называет определенное действие и сопровождает его показом. Например: правая рука вверх и соответствующий показ. Через 3–5 повторений необходимо предупредить ребенка о том, что сейчас мы начнем его путать. Далее даем вербально одну инструкцию, а демонстрируем действие, противоположное сказанному. Например: топни правой ногой, дезориентирующее действие — топать левой ногой либо хлопать и так далее.

Классификация предметов по прямому назначению. Продемонстрируйте или покажите ребенку ряд слов или предметов, связанных по смыслу. А затем предложите угадать, кому принадлежат предметы. Например, демонстрируем куклу, сумочку, ленточки. Ребенок должен отгадать, что эти предметы принадлежат девочке, а машинки, пистолеты, мячики — мальчику, кастрюля, сковорода, ножи — повару и т. д.


Упражнения на развитие памяти

При обучении ребенку могут понадобиться подсказки, которые могут облегчить процесс запоминания информации. Родители могут организовать место для размещения таких напоминаний и подсказок, где ребенок мог бы самостоятельно их использовать.

Постепенно учим ребенка самостоятельно изготавливать подсказки и обращать на них внимание в случаях, когда он не может что-либо вспомнить. Потом можно договориться с ребенком, чтобы он предварительно просматривал подсказки перед изложением материала.

Так ребенок сможет в приятной обстановке развить умение целенаправленно запоминать информацию. Самостоятельная подготовка подсказок и напоминаний научит его осуществлять поиск информации и находить наиболее важные части.

Еще можно задействовать предметы, связанные с приятными жизненными воспоминаниями (например, фотоколлажи, рисунки, предметы). Тематически они могут быть не связаны с подготовкой к учебе. Фотографии на коллаже или рисунках помогут ребенку не только отвлечься при утомлении, но и научат его хранить, узнавать и воспроизводить информацию в долгосрочной перспективе.

Короткие рассказы. Ребенку предлагается к запоминанию и воспроизведению короткий текст из 4–5 простых предложений с содержанием, близким к бытовым ситуациям, типичным для детского возраста. Например: у кошки Мурки котята. Котята пищали. Мы дали котятам молока. Котята поели и уснули. Мы назвали котят Пушок и Мурзик.

Бусы. Ребенку предлагается коробка с разными мелкими предметами, имеющими сквозные и боковые отверстия, и без отверстий (бусины, стеклянные фигурки округлой формы, пуговицы разного размера и конфигурации), гибкая проволока в мягкой оболочке, пластмассовая игла с толстой ниткой. Инструкция: «Найди десять предметов красного цвета и сделай бусы (для любимой игрушки)». Или «Давай соревноваться, кто быстрее соберет бусы из трех синих и пяти желтых бусин».

Пять слов. Ребенку предлагается к запоминанию пять произвольных, не связанных по смыслу слов. Через какое-то время во время разговора с ребенком предлагаем вспомнить эти слова. Усложненный вариант — ребенок сам дает задание взрослому, какие слова ему запомнить. В течение дня можно повторять процедуру от 3 до 5 раз. Для упражнения долговременной памяти можно вспомнить слова вечером перед сном.

Справочно:

В Троицком реабилитационно-образовательном центре «Солнышко» учатся и проходят комплексную реабилитацию дети с различными формами инвалидности и ОВЗ. Обратиться в ТРОЦ можно напрямую по адресу: город Москва, город Троицк, улица Пушковых, дом 5, или написать на электронную почту: cenreab@mos.ru.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы