«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота...» Многие помнят стихотворение А. Барто, где она с иронией описывает синдром упущенных возможностей, когда ребенок хочет все и сразу, а в итоге не успевает нигде. Как родители могут помочь в этой ситуации своему чаду, рассказывает психолог семейного центра «Печатники», кандидат психологических наук Ирина Кутянова.

Пора расставлять приоритеты

«Подростковый период — возраст самоопределения, когда молодой человек выбирает профильное, главное направление развития, „мэйнстрим“, которое становится фундаментом для будущей профессии. Это время экспериментов, поиска ответа на вопросы: кто я, на что я способен, кем стану, в чем мое предназначение?» — рассказывает Ирина.

Бывает, что ребенок с раннего возраста проявляет способности, родителям остается только поддерживать — находить кружки, секции или специализированную школу по интересам. Но случается и иначе. Начинаются муки выбора, подросток может хвататься за все одновременно и нигде не успеть.

В этой ситуации могут помочь психологи, вместе с ребенком они выстроят вектор развития, проведут профориентационное консультирование, на основе тестов выяснят, в каких сферах у подростка лучше всего получится работать в будущем — с людьми, техникой, текстами и символами или с растениями и животными.

Пожиратели времени

Бывает и так, что подросток апатичен, ничего не хочет, боится сделать первый шаг, начать что-то новое. В семейный центр «Печатники» обратилась мама с сыном 14 лет. Женщина жаловалась на отсутствие у ребенка интересов, мотивации к обучению, нежелание посещать досуговые секции. Все свободное время ребенок тратил на компьютерные игры, которые заменили другие важные задачи.

Совместно с психологом был проведен анализ того, что бы хотел подросток достичь в будущем в своей жизни, какие шаги надо сделать уже сегодня для их достижения, сколько времени тратит подросток на игры. Ребенок согласился с тем, что увлечение компьютерными играми буквально «съедает» все его время, и пришел к выводу, что не хотел бы тратить его понапрасну.

Как правильно расставить приоритеты

Чтобы расставить приоритеты, необходимо определить цели, а для этого можно вместе с ребенком ответить на вопрос: что ты хочешь достичь: сейчас, через месяц, в конце учебного года, через пять лет, через десять лет?

Если ребенок хочет получать хорошие оценки, повысить успеваемость — значит, надо уделять больше времени учебе. Если желает стать спортсменом — постоянно тренироваться. А если хочет получить в будущем хорошую работу, поступить в вуз, то необходимо уже в средних классах начинать подготовку к профильным предметам, чтобы получить высокие баллы на итоговых экзаменах.

Самая важная задача

Если подростку сложно выделить главные и второстепенные дела, то можно вместе с ним составлять с вечера список дел на следующий день и из них выделять 1–3 самых главных задачи, которые обязательно надо успеть сделать. Например, сходить в школу, сделать все уроки, помочь маме. В этом случае остальные, менее важные дела съедают значительно меньше времени, поскольку основное время занято выполнением первостепенных задач. Важно, чтобы навык планирования и расставления приоритетов стал еще одной полезной привычкой.

Здесь помогут

Родители могут обратиться к психологам столичных семейных центров, если подросток испытывает трудности в постановке целей и определении приоритетов.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы