Большинство людей на вопрос, кого из врачей они боятся, не задумываясь, отвечают: стоматолога. Не каждый взрослый идет в кабинет к зубному врачу в хорошем настроении, ребенок — тем более. Но из любых правил бывают исключения, и пример стоматолога Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров» Ирины Жидковой — тому доказательство.

Быть на стороне ребенка

Когда врач-стоматолог Центра «Роза ветров» Ирина Жидкова идет по коридорам учреждения, дети ее узнают и наперебой начинают говорить: кто-то радостно здоровается и сообщает, что у него теперь ничего не болит, кто-то вспоминает, как ему лечили зуб, показывает на него, кто-то благодарит: «Спасибо, что вылечили. Все прошло». Врачу удалось главное — расположить ребят к себе.

Перед детским стоматологом стоит непростая задача — не только оказать медицинскую помощь, но и найти к малышу подход. Это важно и для процесса лечения, и для того, чтобы у ребенка не появился страх перед людьми в белых халатах. Ирина Жидкова это хорошо понимает и строит свою работу так, чтобы у ее маленьких пациентов постепенно формировались ощущения безопасности и доверия.

«Когда ребенок приходит в первый раз — это всегда больше установка контакта, налаживание связей. Он должен понять, что его тут не обманут, не сделают плохо. Будут, конечно, неприятные процедуры, но на первом приеме мы пытаемся сделать что-то очень простое: показать, как все устроено, как двигается кресло, как льется водичка, как светит лампа, как чистить зубы, то есть какие-то интересные вещи», — поясняет она.

Когда контакт с маленьким пациентом установлен, доктор постепенно переходит к процедурам. Правда, такой идеальный расклад лечения возможен, если ребенок приходит на профилактический прием. Если пациент с острой болью, выбора у врача нет — приходится лечить сразу.

Детям с особыми потребностями непросто долго находиться в кресле неподвижно в одной позе и с открытым ртом. Это создает проблемы и для врача, которому нужно выполнять необходимые манипуляции.

«Важно быть на стороне ребенка, представить, что ты и есть этот малыш, которому страшно, который ничего не понимает, который плохо ориентируется, которого пугают звуки, запахи, все новое, свет в глаза. Важно сделать так, чтобы ребенок максимально расслабился, тогда получится взаимодействие. А значит, будут результат и задел на будущее. Я знаю, что мои пациенты во второй, третий, четвертый разы сядут в кресло и будут доверять. Я никогда не обманываю: если будет больно, то говорю, что будет больно и нужно потерпеть. Ребенок имеет право знать, что с ним будет происходить», — делится опытом Ирина.

Путь в детскую стоматологию

Вспоминая собственный детский опыт походов к зубному врачу, Ирина Жидкова говорит, что стать стоматологом решила, чтобы доказать себе, что лечение зубов может быть безболезненным.

«Когда в старшей школе я осознала, что тяготею к естественным наукам — химии, биологии, физике, то поняла, что путь мне в медицинский, и стоматология тогда очень приглянулась», — делится она воспоминаниями.

Окончив Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова, Ирина некоторое время работала в городской детской поликлинике, но вот уже 14 лет — заботится о здоровье детей в Центре «Роза ветров».

«Мы с коллегами-стоматологами ратуем за то, чтобы ребенка приводили на осмотр четыре раза в год, чтобы он привыкал к креслу, к кабинету, к манипуляциям. Когда ничего не болит, доктор делает назначение. В ходе осмотра может найти что-то незначительное, вовремя вылечить. Это лучше, чем приходить с катастрофой во рту», — подчеркивает Ирина Жидкова.

Приоритет — любить и понимать

Любому детскому врачу, и стоматолог не исключение, необходимо иметь большой багаж знаний, в том числе в области психологии, но еще важнее, по словам Ирины Жидковой, — просто любить детей.

Сама она, чтобы успокоить и расслабить маленького пациента, иногда приглашает на прием родителей или дает возможность малышу посмотреть со стороны, как лечат другого, и убедиться, что ничего страшного с ним не произойдет.

«Они расслабляются, по крайней мере, какую-то часть напряжения это снимает», — комментирует Ирина.

В Центре «Роза ветров» за годы работы она познакомилась со всеми воспитанниками и успела найти подход к каждому.

«Дети — мои друзья. Все мои пациенты бывали у меня не по одному разу, я уже знаю, кто и что любит», — говорит она.

Например, одна девочка любит танцевать и перед приемом обязательно просит сделать музыку громче и пританцовывает. А есть мальчик, который поет песни, у него очень хорошая музыкальная память. Для тех, кто любит рисовать, у врача всегда подготовлены цветные карандаши. А кому-то необходимо прийти в кабинет несколько раз и только после этого попробовать сесть в кресло и открыть рот.

«Как правило, это дети с аутизмом, им очень важна привычка: когда из раза в раз повторяются определенные действия. Они долго адаптируются. Мы ничего не делаем, просто входим в кабинет, смотрим, — рассказывает Ирина. — А так, им, как и всем нам, нужны тепло, принятие и любовь. Вот и все».

Советы специалиста

Ирина Жидкова рекомендует посещать детского стоматолога 3–4 раза в год, потому что зубы у детей менее минерализованы, чем у взрослых, и все разрушительные процессы в них происходят гораздо быстрее.

«Чистить зубы необходимо два раза в день, и делать это нужно правильно: не просто гладить зубы щеткой, а тщательно вычищать остатки пищи. Сейчас огромное количество ресурсов, где можно посмотреть обучающие и разъясняющие видео, например. Есть много других дополнительных средств гигиены, которые помогают сохранить здоровье зубов, — делится советами она. — Оно складывается из трех составляющих: гигиены, питания и наследственности. Если на последнее мы никак не повлияем, то, следя за питанием и гигиеной, имеем все шансы сохранить зубы. Очень важно попасть на прием к специалисту, который станет вашим доктором и будет вас вести, давать рекомендации, подбирать пасту, щетку. Нас не нужно бояться, к нам нужно приходить!»

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы