24 декабря 2020 года
Центр социальной поддержки и реабилитации «Дом детей» − один из крупнейших в Москве центров, работающих для ребят с инвалидностью и их семей. Процесс реабилитации ребенка сложен и требует времени и больших усилий, и на время реабилитации Центр становится для детей вторым домом, а в каждом доме обязательно должны быть друзья. Эта история о волонтерах, которые пришли в «Дом детей» и стали товарищами для тех, кто в нем живет.
Не педагог, а друг
Майя − очень яркая девушка: у нее потрясающий макияж и дреды, она знает три языка и увлекается фотографией. В свои 23 года Майя − уже вполне сложившийся специалист в области коррекционной психологии и педагогики. Она пришла в «Дом детей» на практику почти два года назад и осталась. Здесь она занимается с группой взрослых девушек: приходит к ним в гости (девчонки обожают вместе готовить), учит делать красивые фотографии и сногсшибательный маникюр, ездит с детьми в поездки. Недавно Майя и ее подруга Елизавета приняли участие в проекте благотворительного фонда «Дом с маяком» и две недели прожили в селе Давыдово Ярославской области вместе с воспитанницей Центра Лизой.
«Общение с воспитанниками „Дома детей“ после завершения практики стало для меня первым опытом волонтерской деятельности. У меня за плечами педагогический опыт и два года обучения специальной психологии в университете, но я никогда не задумывалась о таком формате социальной работы. Во время прохождения практики я не встретила „педагогов“ и „воспитанников“, я как будто нашла для себя компанию друзей, в которую входят люди разного возраста, с разными способностями и особенностями, и почувствовала себя частью этой компании. Я приезжаю в „Дом детей“ не для того, чтобы обучать или воспитывать, а для того, чтобы интересно провести время: общаться, смеяться, играть, смотреть кино, танцевать на дискотеке, волноваться, грустить и радоваться. Да, эта компания друзей отличается от остальных, но ведь в каждом коллективе у всех свои роли. Здесь моя роль — помогающая, иногда контролирующая, иногда − оберегающая, но у девушек из „Дома детей“ тоже есть свои роли, не менее важные. И я чувствую, что не только отдаю, но и получаю. Чувствую равновесие и вклад каждого в наше общение. Свое волонтерство я воспринимаю как отдых от привычной жизни, как возможность чувствовать себя особенной в обществе особенных людей. Они делают мою жизнь ярче и счастливее, и, надеюсь, я приношу им такие же эмоции. Почему именно особенные взрослые? Наверное, потому что я сама еще на пути взросления. Я открываю для себя механизмы самостоятельной жизни, вижу, что мне есть чем поделиться с такими же, как я, − совсем молодыми взрослыми, которые только привыкают к этому статусу. Сейчас я вижу, что взросление больше всего похоже на преодоление страхов и волнения, приобретение самого разного опыта. Этот опыт не всегда дается легко − приходится пробовать и ошибаться, резать пальцы, когда учишься готовить, и терять друзей, когда учишься общаться», — делится мнением Майя.
Волонтер транслирует свое отношение в мир
Светлана появилась в «Доме детей» совсем недавно и стала личным волонтером Ани. Девушка совсем не видит, но любит и ценит личное общение. Из-за ограничений, связанных с пандемией, им не удается часто встречаться, но они много разговаривают по телефону: обсуждают новости, фильмы, делятся планами.
«Ане пока сложно самой набирать мой номер, но она терпеливо учится и очень старается, ведь так здорово, когда есть, кому позвонить. А у меня всегда находится время для того, чтобы пообщаться», − говорит Светлана.
Володя, воспитанник Центра, − очень серьезный юноша. Он всегда знает, кто из педагогов будет с ним сегодня, но больше всех ждет Костю. Константин пришел в Центр три года назад и почти сразу стал своим в группе довольно сложных подростков. Много рисовал с ними (Костя — художник), ездил на прогулки и развивающие занятия, устраивал настоящие рыцарские турниры и бои на картонных мечах, катал ребят на большом четырехколесном самокате, который купил специально для них. Все ребята в группе пользуются колясками, поэтому самокат нужен был особенный. Сейчас у них не получается встречаться так же часто, как раньше. Выручают видеозвонки и длинные телефонные разговоры.
«История нашей работы с волонтерами − многолетняя и очень позитивная. И она про взаимное обогащение. Волонтер пришел к нам. Увидел наших детей, среди которых есть довольно сложные. Реакция может быть самая разная: „не мое, больше не приду“, кто-то плачет, кому-то все понравилось, и он готов работать. Но почти у всех первая эмоция — жалость. Правда, у тех, кто остается, она довольно быстро меняется на интерес, сопереживание, продуктивное желание помочь, часто − на дружбу, иногда даже перерастающую в глубокую привязанность. Появляется общение на равных − теплое, уважительное, радостное. Я знаю, что многие волонтеры рассказывают о своем опыте родным, друзьям, коллегам. И это отношение к ребенку с тяжелыми нарушениями развития уходит в мир и меняет его в лучшую сторону», − убеждена учитель-дефектолог Центра Екатерина Полякова.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы