Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Нужен ли ребенку логопед? Подборка развивающих игр для детей до 7 лет

14 ноября 2020 года

Нужен ли ребенку логопед? Подборка развивающих игр для детей до 7 лет

Логопед Наталья Кучмезова из ЦСПР «Роза ветров» в Международный день логопеда рассказала о простых играх для детей в возрасте от года до 7 лет, которые помогут родителям определить, стоит ли им обращаться за помощью к специалисту.

Когда говорят, что ребенок должен или не должен уметь что-то произносить в том или ином возрасте, то ориентируются на среднестатистическую норму. Как правило, именно она отражает, насколько сформирована речь ребенка и необходима ли помощь логопеда. В зависимости от возраста ребенка родители могут поиграть с ним в разные речевые игры:

1 ГОД

В пассивном словаре малыша10-20 слов. Он их понимает, может показать названный предмет или хотя бы посмотреть на него. В активном словаре около 5-10 коротких слов, например: «мама», «папа», «баба», «дядя». Поиграйте с малышом в такие игры:

Игра «Где звучит?»

Возьмите погремушку, колокольчик или пищащую игрушку. «Звените» предметом то справа, то слева от ребенка, а также сверху и снизу. Спрашивайте: «Где же колокольчик звенит? Динь-динь! Во-от он где звенит! А сейчас где? Ну-ка, посмотри. Вот он где!» Следите, поворачивает ли малыш голову за звуком.

Игра «Покажи, кто это?»

Спросите у малыша: «Где мама? Покажи, где папа? Покажи бабушку? А дедушку?». Обязательно попросите его показывать на близких. Малыш должен указывать на них и говорить, кто есть кто.

Игра «Зоопарк»

Попросите малыша показать игрушки животных. «Где собачка — ав-ав-ав? Покажи, где ав-ав-ав? Где кошка — мяу-мяу? Покажи, где мяу-мяу?». Малыш должен показать животное и произнести «ав-ав» или «мяу-мяу».

«Если малыш не лепечет или молчит в этом возрасте, и это вас настораживает, обратитесь к лору, чтобы исключить любые нарушения слуха. Затем сходите к неврологу, чтобы определить неврологический статус малыша. И уже по рекомендации невролога отправляйтесь к логопеду», — советует Наталья.


2 ГОДА

Активный словарь увеличивается: малыш знает от 100 до 300 слов. В речи появляются простые словосочетания и короткие предложения. В этом возрасте хороши такие игры:

Игра «Экскурсия в игрушечный магазин»

Посадите несколько кукол или мягких игрушек. Вспоминайте и произносите их имена: «За столиком сидит кукла / игрушка ТАТА и пьет чай. Другие — ОЛЯ и ТОМА —тоже пьют чай». Попросите малыша назвать имена кукол / игрушек.

Игра «Покажи мне. Возьми»

Предложите малышу показать игрушки (без учета их цвета и величины), например: «Покажи зайчика. Покажи машинку. Покажи собачку». Можно попросить: «Возьми лошадку. Возьми мишку».

«В этом возрасте необходим логопед, если малыш предпочитает молчать, — даже если вам кажется, что он «все понимает», — поясняет специалист.


3 ГОДА

В активном словаре малыша уже около 1000 слов. Он может дать адекватный ответ на вопрос. Поиграйте с ним в такую игру:

Игра «Украсим елочку»

Установите на столе маленькую искусственную елочку. Попросите малыша развесить на ней картинки и игрушки и назвать их: «Это зайчик. Это шишка, это мишка, это шарик, это сосулька».

Совет логопеда:

В этом возрасте необходимо сходить к логопеду, если малыш:

  • заменяет один звук другим (например, «Т» на «К»);
  • говорит на своем тарабарском языке;
  • молчит, но все понимает.

4 ГОДА

Ребенок может правильно повторить предложение из 4 слов, освоил понятия «большой —маленький», «много — мало». Для него подойдут такие игры:

Игра «Игрушки разной величины»

Возьмите две пары игрушек: например, большую и маленькую собачку, большого и маленького зайчика. Попросите ребенка: «Дай мне маленькую собачку. Покажи маленького зайчика. Поставь, пожалуйста, маленькую собачку рядом с большой собачкой. Маленького зайчика с большим зайчиком. Покажи, где маленькие игрушки, а где — большие? Назови их».

Игра «Найди свою пару»

Разложите на столе картинки с изображением одного или нескольких предметов. Попросите ребенка взять любую понравившуюся ему картинку с изображением предмета, затем найти картинку с двумя-тремя такими же предметами и назвать картинки.

Игра «Умное лото»

Оформите карточки с разными картинками: дом — домик, куб — кубик, кукла — куколка, машина — машинка и т. д. Попросите ребенка показать и назвать большой и маленький предметы. Обращайте внимание на правильное произнесение окончаний прилагательных: большой куб, маленькая машинка.

Совет логопеда:

Логопед нужен, если:

  • речь ребенка нечеткая, невнятная;
  • он не выговаривает пять и более звуков;
  • предпочитает молчать, хотя умеет говорить;
  • не может ответить на вопросы;
  • речь не развивается.

5 ЛЕТ

Ребенок может произнести предложение из 9 слов, оперирует понятиями «сегодня — завтра — вчера». Поиграйте с ним в такие игры:

Игра «Кто что делает»

Во время прогулки обращайте внимание ребенка на предметы окружающей среды. Попросите его сказать, кто что делает, например: «Собачка лает. Мальчик катается на велосипеде. Дети играют в песочнице. Девочка качается на качелях» и т.д.

Игра «Чьи вещи?»

Предложите ребенку картинки, на которых изображены: мама, халат, панама, мальчик, девочка, бант, дедушка, очки, косынка, бабушка. Затем попросите ребенка рассмотреть картинки, подумать и ответить на вопрос «Чьи это вещи?» Например: «Халат мамы. Панама мальчика. Очки дедушки» и т.д.

Игра «Чья вещь?»

Возьмите по одной вещи у каждой из кукол или игрушек ребенка. Спросите у ребенка: «Чья это шляпа?» Ребенок отвечает, например: «Шляпа Васи. Платье Маши».

Игра «Магазин»

Разложите на столе-магазине муляжи продуктов и возьмите в руки корзинку. Скажите ребенку: «Сашенька, мы пришли купить капусту, морковь, огурец, помидор». Когда ребенок сложит в корзинку предметы, попросите его: «Назови это одним словом». Продолжайте играть до тех пор, пока ребенок не закончит покупать все продукты.

Совет логопеда:

В этом возрасте необходима помощь логопеда, если:

  • речь ребенка нечеткая;
  • он нестандартно (слишком мягко или, наоборот, слишком твердо) произносит звуки;
  • он не выговаривает два и более звука;
  • у него бедный словарный запас;
  • вы заметили лексико-грамматические нарушения речи.

6 ЛЕТ

В активном словаре ребенка более 1000 слов. В этом возрасте его можно учить рассказывать по картинкам. Подойдут такие игры:

Игра «Четыре времени года»

Предложите ребенку картинки с изображениями времен года. Пусть он назовет сезон и расскажет, что бывает в разное время года: дождь, снег, листопад и т. д.

Игра «Посчитай»

Во время прогулки на улице можно посчитать, сколько проехало машин, сколько посажено деревьев, сколько растет красивых цветов. При этом обратите внимание на окончания существительных. Ребенок должен правильно согласовывать числительное с прилагательным. Например: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, но пять машин.

Совет логопеда:

Логопед нужен, если ребенок:

  • нечетко произносит звуки (даже если только один);
  • не умеет говорить развернутыми предложениями;
  • не может составить простой рассказ по картинке.

7 ЛЕТ

Словарный запас ребенка — более 3000 слов, сформирована связная речь. Он может пересказать прочитанный рассказ или услышанную историю. Поиграйте с ним в такую игру:

Игра «Садовник»

Разложите на столе картинки с изображениями овощей, фруктов, ягод, цветов рисунком вниз. Взрослый — садовник. Пригласите ребенка в сад и скажите: «У меня большой сад. Сорви что-нибудь». Ребенок выбирает картинку, смотрит на нее и описывает так, чтобы садовник угадал, какое растение сорвано. Затем поменяйтесь с ребенком ролями: пусть он станет садовником. Продолжайте игру до тех пор, пока не разберете все картинки.

«В этом возрасте ребенка надо вести к логопеду в любом случае: без логопедического заключения нельзя оформить медицинскую карту для школы. Помимо этого, школьный логопед также обязательно проводит диагностику у первоклассников и, в случае необходимости, приглашает детей на занятия», — рассказывает Наталья.

Как часто нужна диагностика

Первый раз надо показать малыша логопеду в возрасте 3 лет — не позднее. После того, как ребенку исполнилось 3 года, посещайте логопеда ежегодно. Обязательно запишитесь на прием к логопеду за год перед школой, чтобы он провел полную диагностику: ведь скоро ребенок станет школьником, и его речь должна быть правильной и красивой. Однако если вы заметили какие-то отклонения от нормы и тревожащие моменты до обозначенных сроков, то не тяните с визитом и обращайтесь к специалисту сразу, не дожидаясь регламентированного возраста.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме