Психоневрологический интернат № 23 готовится к приему молодых специалистов, участников проекта стажировки «Москва — добрый город». Здесь будет реализовываться программа долговременного ухода. Жанна Абубакирова работает в интернате помощником по уходу уже 12 лет. Она рассказала об особенностях этой нужной профессии, чтобы показать будущим стажерам, с чем им придется столкнуться на практике.

— Жанна, вы же по профессии экономист, даже успели поработать по специальности несколько лет, но потом кардинально изменили жизнь и устроилась помощником по уходу в психоневрологический интернат № 23. Как вы пришли к такому решению?

— Я работала по специальности, и у меня складывалась карьера. Но я чувствовала, что работа не приносит мне душевного удовлетворения. Я постоянно испытывала потребность кому-то помогать, возможно, сказывались гены: моя бабушка — врач-рентгенолог, а мама — медицинская сестра. Она-то мне и подсказала вакансию специалиста по уходу в интернате. Я устроилась, еще не очень представляя, как и что буду делать.

Первое время, конечно, было сложно. Я не представляла, как можно помочь, например, принять ванну мужчине, без неловкости. Но постепенно я выучилась на медсестру, потом на помощника по уходу и со временем овладела искусством ухода. Главное — создать подопечному максимальный комфорт, который выражается не только в том, как одета рубашка, но и в том, чтобы ему легко и удобно было эту рубашку надевать, чтобы у него было хорошее настроение. Все в мелочах, в доброжелательной атмосфере.

— Что входит в ваши обязанности?

— У нас есть ежедневный план работ, по нему и двигаюсь. Мы всегда рядом с подопечными. При этом нам важно максимально сохранять их самостоятельность. Если человек может сам держать ложку, мы доверим процесс ему. Я накрываю на стол, помогаю собраться и выйти на прогулку, провожаю на занятия и мероприятия. Помощник по уходу присоединяется к медицинской сестре во время приема лекарств. При этом она выполняет свои обязанности, а я на подхвате: подаю воду например. В конце дня мы тоже рядом, помогаем приготовиться ко сну. Еду домой, и мне так радостно, что я кому-то помогла, что день прожит не зря!

— Ваши подопечные — люди с особенностями здоровья. Как вам удается выстроить с ними доверительные отношения?

— Это происходит не быстро, порой не один месяц или даже год. Но есть и такие подопечные, которые не хотят открываться, и мы относимся к их решению с уважением. У нас проживают совершенно разные люди, и помощник по уходу должен понимать особенности каждого и постараться найти подход.

Людям комфортно общаться, когда уважают их границы. Мы оберегаем личное пространство и стараемся не нарушать чужое. Нам нужно уметь мягко выстраивать общение. Наши подопечные хорошо чувствуют отношение окружающих к себе. Если вы с любовью — и они с любовью, а если у вас внутреннее раздражение с утра — люди это почувствуют.

Специалисту по уходу важно внимательно относиться к изменениям настроения подопечного, каким-то вновь появившимся движениям, настойчивым желаниям или просьбам — и по таким сигналам понять, что человека беспокоит.

— Какие качества необходимы помощнику по уходу?

— Кто не чувствует расположения к работе, а идет выполнять формально свои обязанности, долго в профессии не задержится. Подход: «отработаю смену и уйду» здесь не работает. Я постоянно пересекаюсь с медсестрами, врачами, психологами, специалистами по реабилитации — мы люди одного склада, и взаимопомощь — наше естественное рабочее состояние.

Уход — это искусство. Все могут поменять белье, но сделать это можно по-разному. Поднять так, что и человеку будет неудобно, и ты спину надорвешь. А можно правильно поднять — не травмируя себя, комфортно для проживающего. В характере должны быть доброта, милосердие, терпеливость и искренняя готовность помогать людям.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы