У детей с ментальными нарушениями тяжело формируется речь, они позже обычного начинают произносить свои первые слова. Из-за особенностей их эмоциональной-волевой сферы также им непросто вступать в диалог с другими детьми или взрослыми. В столичном ЦССВ «Южное Бутово» развитием речи у детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются с самых ранних лет. Специальные занятия помогают комплексно подойти к обучению: дети в игровой форме знакомятся не только с буквами и правильным произношением, но и социализируются.

Укрепляем мышцы и правильно дышим

На занятиях дети выполняют специальные упражнения, направленные на развитие мышц речевого аппарата. Также они учатся правильно дышать при произнесении звуков. Это создает фундамент для развития речи: хорошая моторика мышц артикуляции и плавное дыхание влияют на произношение звуков и их внятность. У многих детей очень слабый выдох и не равномерное распределение выдыхаемого воздуха, поэтому логопеды уделяют много внимания формированию речевого дыхания.

«Занятия построены так, чтобы детям было интересно. Им нравится дуть на разные предметы: вертушки, пластмассовые шарики, шарики из ваты, дуть в различные трубочки. Мальчишки и девчонки любят изображать, как дует ветер. Занятия они воспринимают как игру и от этого у них сохраняется интерес к ним. Во время выполнения упражнений для развития моторики речевого аппарата дети укрепляют мышцы языка. Эти упражнения часто сопровождаются различными короткими стихами, что делает их выполнение интересным и нескучным. Так как у наших детей, как правило, сильно нарушена моторика речевого аппарата и с трудом формируется речевой выдох, то выполнение этих упражнений вызывает у них трудности. Мы стараемся подбадривать ребят, создавая положительный настрой», — рассказывает логопед Наталья Кучмезова.

Слушать и слышать

В ЦССВ «Южном Бутово» регулярно с логопедами занимается 140 детей с ментальными нарушениями. Специалисты учат рябят различать звучание простейших музыкальных инструментов, таких, как бубен, барабан, дудочка, металлофон, а также звук колокольчика и погремушки, понимать громкие и тихие звуки. Одно из любимых упражнений у воспитанников — «игра со звучащими коробочками». Это такие пластмассовые баночки, которые наполнены разной крупой или мелкими предметами. Дети с удовольствием прислушиваются к их звучанию, раскладывают их парами.

Отдельно проводятся логопедические игры. Например, ребёнку нужно по звукоподражанию узнать животное, птицу, насекомое или предмет, а также найти картинку с его изображением. «У тех детей, которые могут говорить, мы параллельно развиваем фонематический слух и работаем над произношением звуков. Во время таких занятий логопеды вместе с детьми произносят различные слова, предложения, чистоговорки, небольшие детские стихи, тем самым развивая у них правильное произношение», — объясняет логопед Ирина Лигостаева.

Поощряем ребенка

Основная задача при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — не только научить его общаться с помощью речи, но и максимально социализировать в окружающем мире.

«На занятиях логопеды учат детей задавать вопросы и отвечать на них, правильно согласовывать между собой слова, правильно использовать их в словосочетаниях и предложениях. Дети с менее выраженными нарушениями учатся пересказывать короткие рассказы, сказки. Так называемых „безречевых“ детей мы мотивируем к речевому подражанию», — отмечает логопед Ольга Андронова. Такие занятия проходят с использованием картинок, игрушек, когда специалисты предлагают ребёнку в игре повторять за ними звукоподражания, различные звуки речи, короткие слова.

«Мы поощряем ребёнка выражать свои желания словом. Например, просить предмет, с помощью слова „Дай“ или прощаться словом „Пока“. У нас есть дети с расстройствами аутистического спектра, у которых своеобразным образом осуществляется коммуникация с окружающими. Им трудно общаться или они вообще не могут это делать с помощью речи. Наши логопеды проводят занятия по обучению таких детей невербальному общению, то есть без слов, по специальным методикам», — комментирует специалист.

Обогащаем знания

«Важно сформировать у детей представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Это подготавливает ребёнка к восприятию словесных описаний предметов и их признаков. Поскольку у нашей категории детей конкретное, наглядное мышление, им важно увидеть изучаемый объект. Поэтому мы используем много наглядного материала», — рассказывает логопед Марина Жоржолиани.

При знакомстве с растениями, специалисты выходят с детьми на территорию учреждения. Рассматривают кустарники, растения, цветы и деревья, подключая различные сенсорные ощущения ребёнка. Ему дают потрогать листья, стволы деревьев, понюхать цветы, послушать, как шуршит листва. Еще дети знакомятся с предметами из повседневной жизни: логопеды рассказывают об их функциях и учат пользоваться ими. Все новые знания закрепляются в игровой форме.

Развитие мелкой моторики

Развитие речи у ребёнка неразрывно связано с его мелкой моторикой. У детей с ограниченными возможностями здоровья тонкие движения рук слабо сформированы. Это проявляется в плохой координации, неловкости, затруднении при выполнении противоположных действий каждой рукой. Поэтому на занятиях логопеды всегда включают упражнения на развитие мелких мышц пальцев.

Кончиками пальцев дети отщипывают клочки от листа бумаги, нанизывают бусы на нитку, застёгивают и расстёгивают пуговицы и кнопки. Выполняют различные шнуровки. Еще делают пальчиковую гимнастику, которая сопровождается различными стихами.

«Так у ребёнка улучшается двигательная функция руки, движения пальцев становятся более координированными. Это благотворно влияет на функциональное состояние мозга и развитие речи детей», — рассказывает логопед Марина Михайловская.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы