Последние три месяца поставили новые вызовы для многих московских организаций. Значительные перемены пережил столичный рынок труда: некоторые жители потеряли работу, большинству пришлось перейти на удаленку. Компании частично или полностью перестроили формат взаимодействия со своим штатом. Министерство экономического развития в центре «Моя карьера» встретились с руководители компании, рекрутерских организаций и экспертами, чтобы обсудить какие тренды появились на столичном рынке труда после пандемии.

Необходима новая инфраструктура

Исследования экспертных организаций показали, что запрос на удаленную работу имеется у более чем 70% сотрудников, которые получили такой опыт. Из них порядка 60% предпочли бы работать по смешанному графику 2-3 дня в неделю в офисе, а в остальные дни — дистанционно.

Однако переход компаний к новому формату неизбежно затрагивает экономические процессы в разных сферах: изменение транспортной инфраструктуры и логистических маршрутов, повышенный спрос на качественную загородную недвижимость, изменение потребления энергоресурсов.

По мнению статс-секретаря, заместителя министра экономического развития России Алексея Херсонцева, опыт последних месяцев показал, что инфраструктура для комфортной дистанционной работы пока до конца не сформирована. «За три месяца работы в условиях самоизоляции многие компании и государственные организации прошли через несколько этапов трансформации: от полного неприятия удаленной работы до отказа выходить в офис в обычном формате. Удаленка — это огромные возможности для всей сферы услуг, субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан, фрилансеров и IT-компаний. Но ситуация с коронавирусом показала, что существует немало сложностей. Мы увидели неподготовленность крупных работодателей к выводу большого количества сотрудников в дистанционный режим работы», — рассказал спикер.

Онлайн не для всех

Столичный Центр занятости населения «Моя работа» с приходом пандемии за несколько дней перестроил все свои процессы в онлайн-режим, благодаря чему у москвичей появилась возможность дистанционно оформить статус безработного — через личный кабинет. За этот период сайт организации посетило около восьми миллионов человек.

«Сейчас сотрудники вернулись в офис, но мы приняли решение одну из услуг — регистрацию безработицы — оставить в онлайн-формате. Бизнес-эффективность показала, что это очень удобный инструмент: человеку не нужно никуда идти, чтобы просто оформить статус безработного. Но когда соискатель хочет искать работу, ему нужна поддержка конкретного консультанта, совет, тренинг, помощь — здесь необходимы офлайн-форматы», — рассказала Александра Александрова, первый заместитель руководителя Департамента труда и соцзащиты населения Москвы.

По ее словам, цифровизация — тренд на рынке труда последние два-три года. «COVID-19 просто обострил эту проблему и заставил многие компании двигаться гораздо быстрее», — подчеркнула она. Однако работа в онлайн-формате подойдет далеко не всем.

«Исследования показали, что многие компании, замерявшие эффективность работы своих сотрудников, в первый месяц пандемии были обрадованы — показатели возросли. Однако чуть позже по данным исследования НАФИ, 80% организаций, которые полностью или частично перевели штат на удаленный формат отметили снижение эффективности сотрудников. Компании обсуждают какой баланс удаленной и офисной работы будет оптимальным. Работа из дома хорошо подходит мама с детьми, части ИТ персонала, бухгалтерам, выполняющим стандартизированные функции базовым юристом, сотрудникам колл-центров, менеджерам по продажам, продающим стандартный однотипный продукт, дизайнерам и ряду других специальностей. Эксперты отмечают, что вне офисного режима смело можно оставлять профессии, которые по работе не особо друг с другом коммуницируют и не связаны с созданием синергии горизонтальной кооперации, крос-функциональным созданием идей, новых продуктов и услуг. Среди называемых плюсов удаленной работы наиболее часто упоминаются: возможность самостоятельно распределять свое рабочее время, экономия времени и денег на дорогу, возможность работать из другого региона, возможность совмещать несколько работ, совмещать работу с учебой, уход за ребенком. Среди минусов: нехватка очного общения с коллегами по рабочим вопросам, ограниченный карьерный и профессиональный рост, отвлекающие бытовые факторы, нехватка обратной связи от коллег и руководства, невовлеченность в корпоративную культуру компании», — сказала Александрова.

Оценка и контроль

Компания Wildberries перевела на удаленную работу 92% сотрудников головного офиса — около1650 человек. Подробнее об этом опыте рассказал Алексей Духанин, руководитель проектов по GR: «Мы сохранили людям 100% заработной платы, выдали необходимую оргтехнику, быстро выпустили локальные акты о регулировании удаленной работы внутри нашей компании. Сейчас сотрудники работают в режиме: два дня в офисе, три — дома. Некоторые попросили полную удаленку, мы такую возможность предоставили. Автоматизировали многие операционные процессы, трудоустройство новых сотрудников у нас сейчас происходит через два приложения: одно для отдела кадров, другое для соискателей».

Спикер подчеркнул, что за время пандемии число сотрудников компании значительно увеличилось. С марта команда пополнилась на 26 000 человек. Сейчас Wildberries участвует в эксперименте Минтруда по переходу на электронный кадровый документооборот. Оценивая ситуацию массового перехода сотрудников на удаленку, Духанин выделил немало плюсов: «Для сотрудников — это экономия на транспортных расходах, гибкий график, можно больше времени проводить с семьей и работать в любой локации. Для работодателей — это хорошая возможность привлекать специалистов из субъектов, не замыкаться на Москве, распределять рабочие места по всей стране».

Из минусов для сотрудников — увеличение расходов на ЖКХ и питание, не всегда удобная рабочая обстановка дома и отсутствие живого контакта с руководителем и коллегами. Компании, в свою очередь, труднее проконтролировать и измерить рабочее время, теряется понятие прогула. «Необходимо оперативно разработать норматив под удаленный режим работы. Мы знаем, что сейчас Минтруд в этом направлении работает, но, к сожалению, без активного участия экспертного сообщества, бизнеса. Нет рабочих групп, а нам бы хотелось, чтобы такой формат создали», — отметил Алексей Духанин и предложил четко прописать механизмы оценки и контроля работы сотрудников с учетом часовых поясов. Он обратил внимание на проблемы, связанные с переходом на электронный кадровый документооборот. «Этот процесс предполагает большие издержки, необходимы усиленные квалифицированные электронные подписи. Само по себе мероприятие дорогое, особенно в масштабах нашего бизнеса. При этом очень мало акредитационных центров, которые выпускают такие электронные подписи. Также пока законодательно не решен вопрос электронного хранения данных», — заключил он.

Сбербанк начал работать с гибкими формами труда уже достаточно давно. Это позволило ему достаточно быстро адаптироваться к условиям удаленной работы. Доля сотрудников Сбербанка, работающих дистанционно, в отдельных подразделениях доходила в пандемию до 80%-85%. Тем не менее, эта форма организации труда требует дальнейшей проработки.

«Удаленный режим — это другая организация всего кадрового производства. Без цифровизации его продвигать очень сложно. Поэтому здесь требуются как усилия со стороны компании, так и изменение нормативной базы со стороны государства. Со своей стороны, не так давно в рамках пилота мы провели полностью электронный найм. У этого формата большие перспективы, система дает возможность искать кадры где угодно — в нашей стране и за рубежом. В целом, смешанные формы организации труда повышают гибкость компаний в части привлечения талантов, это удобно и для сотрудников. По нашим опросам, более 60% сотрудников готовы к тем или иным формам дистанционной работы. Но процесс расширения использования таких форм должен идти эволюционно. К нему должны быть готовы и сотрудники, и руководители, и сами компании. Мы планируем, что с сентября месяца до 30% сотрудников смогут использовать удаленный формат организации труда на постоянной основе», — поделился исполнительный директор дирекции по развитию корпоративной культуры Сбербанка России Антон Ходько.

Работа там, где человек

Крупнейшая российская компания онлайн-рекрутинга HeadHunter успешно перешла на новый формат работы накануне введения режима самоизоляции буквально за два дня. О том, почему удаленка — тренд, который будет набирать обороты, рассказал GR-директор HeadHunter Виталий Терентьев: «COVID-19 многих компаний вывел в новую среду, где „цифра“ стала естественным и необходимым инструментом выживания и развития. Несколько дней назад в Москве запустили автономных роботов, которые могут заниматься доставкой вместо курьеров. Это все однозначно изменит ландшафт рынка труда. Изменится городская инфраструктура и само отношение к работе не только в столице, но и по всей стране. Нагрузка на общественный транспорт становится радикально меньше, огромные бизнес-центры вынуждены переквалифицировать помещения, коворкинги начинают организовываться в обычных жилых домах. На мой взгляд, все это повлечет положительные изменения — генерацию новых рабочих мест с другими навыками, требованиями и посылами».

HeadHunter провел на своем портале опрос среди работодателей и выяснил, что 21% уже полностью вернули персонал в офис, 40% отозвали с дистанта 60-70% штата. «Это говорит о том, что пока бизнес гораздо консервативнее реагирует на происходящее и пытается пользоваться старыми схемами. В целом рынок труда достаточно инертно воспринял самоизоляцию», — отметил Терентьев.

По его словам, в ближайшее время рынок ждет изменение географии найма. Люди перестанут стремиться в Москву, потому что она больше не будет гарантом высокооплачиваемой работы. «Если ваши навыки соответствуют, вы сможете получать столичную зарплату из любого другого города, устроившись удаленно. Это говорит о том, что у многих компаний откроются новые рынки для найма: кто-то будет приходить работать „под проект“ или конкретную задачу. Это позволит сдержать отток трудовой миграции в городские центры и снизить кадровый дисбаланс между регионами», — заключил он.

О том, как работодатели воспринимают грядущие перемены, рассказал Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Мы с ассоциацией менеджеров заканчиваем проведение исследования „Форсайт будущих управленческих профессий“ среди крупнейших компаний России. 76% респондентов ответили, что перевод трети сотрудников на удаленку — это окно возможностей. Также 86% опрошенных позитивно оценили тотальную цифровизацию и переход на умные системы. При этом риски кибератак вошли в топ-3 угроз для развития бизнеса».

Подготовиться к переменам

«Чтобы поддержать людей, оказавшихся запертыми в своих домах, организация „Цифровая экономика“ совместно с Минкомсвязи России 23 марта запустила портал „Все. онлайн“. Он стал самостоятельным феноменом, на примере которого медиа начали рассказывать людям, как организовать быт на удаленке. Количество и качество собранных сервисов показали, что большинство потребностей граждан могут быть закрыты цифровыми сервисами уже сейчас, кроме того портал стал практическим инструментом для миллионов сограждан при решении ими бытовых задач, контроля здоровья, образования и саморазвития. Портал и его зеркало на ЕПГУ за время работы посетило больше 5 млн человек. Образовательные порталы показали рост в 300–400 процентов», — рассказал Алексей Сидорюк, директор по развитию организации АНО «Цифровая экономика».

Массовый переход сотрудников на удаленный режим задал новые тренды и на рынке труда. Москвичи стремятся приобретать жилье с большим количеством комнат, чтобы обеспечить себе комфортное рабочее место.

«Фактически за свой счет люди решают проблему отсутствия инфраструктуры для дистанционного труда. После режима самоизоляции каждый пятый покупатель изменил подход к выбору недвижимости: клиенты рассматривают более просторные варианты, с большим числом небольших, но обособленных комнат, где проще организовать персональное рабочее место. Поэтому очевидный тренд — организация коворкингов в жилых комплексах, которые уже представлены в отдельных столичных новостройках. Переход на дистанционную работу также ведет к децентрализации: арендаторы выбирают более доступные квартиры дальше от центра, а многие переезжают в загородный дом. В среднесрочной перспективе дистанционная работа может привести к смещению спроса не только в область, но и другие города», — подчеркнула Виктория Кирюхина, главный эксперт аналитического центра Циан.

По мнению Натальи Волчковой, проректора по научной работе Всероссийской академии внешней торговли, бизнесу придется проявить немалую гибкость, чтобы адаптироваться к новым условиям: «Удаленная работа будет действовать как центробежная сила на развитие агломераций. Она будет идти в сторону спальных районов, пригородов. Спрос на недвижимость, как жилую, так и адаптированную под нужды удаленной работы в этом сегменте очевиден. Бизнесу нужна гибкость форматов, чтобы быть в этих условиях впереди. Если раньше мы говорили о коворкинге как об отдельном сегменте по сравнению с регулярными офисами, то сегодня, скорее, речь идет о том, чтобы возникали новые формы на рынке недвижимости, которые позволяли бы и традиционному офису, и коворкингу сосуществовать в рамках одной фирмы и помещения».

В России уже 16 лет существует биржа дистанционной работы. Подробнее о последних тенденциях на этом рынке рассказал Кирилл Аношин, руководитель Freelance.ru: «Общий портрет фрилансера — человек в возрасте от 18 до 34 лет, большая часть — мужчины. 36% имеет доход чуть менее 30 тысяч рублей, 45% имеют доход от 30 до 60 тысяч рублей, 13% — более 60 тысяч, 5% зарабатывают более 100 тысяч рублей в месяц. До пандемии порядка 25% имели статус ИП либо самозанятого. В целом за время пандемии рынок фриланса не изменился. Но изменился спрос и предложение в разной специализации. Наибольшее падение наблюдается в организациях, которые обслуживали малый, средний и микро бизнес. А у фрилансеров, которые занимаются программированием, инженерией и разработкой и продвижением, произошел всплеск. Сильно выросла регистрация на фриланс-площадке. Люди, которые осели дома, пытались найти себе подработку».

Сфера образования тоже оказалось готова к переменам. «Министерство образования, на мой взгляд, было готово к этой ситуации, потому что еще за несколько лет до этого активно продвигалась идея интернет-образования. В частности, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) довольно много для этого сделал. Например, студенты у нас имеют электронные библиотеки с любой необходимой литературой. Сейчас купить книгу-учебник довольно дорого для студента. Введено обязательное повышение квалификации каждого преподавателя: в частности, такие курсы, как образование через интернет», — отметил Вениамин Богумил, доцент, кандидат технических наук МАДИ.

Такие встречи сотрудники блока труда и занятости теперь будут проводить регулярно, чтобы в реальном режиме адаптировать свои программы и проекты под реальные потребности соискателей и работодателей.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы