Игра — одна из форм обучающего воздействия на ребёнка, но как быть, если мама отправляется на кухню готовить, а дети хотят с ней поиграть? Выход прост — организовать игры на кухне для ребенка, пока хозяйка занята. Как это сделать, — рассказывают специалисты ЦССВ «Юнона».

В ход идут крупы и макароны

«Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь только вашей фантазией. И каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков», — считает логопед Татьяна Горячева.

  • Если насыпать на поднос или большую форму для пирогов манку или соль, то можно придумать много полезных игр. Когда мы проводим пальцем по слою манки, то будет видно дно подноса. Таким образом можно рисовать картинки, писать буквы, решать примеры по арифметике или просто водить пальчиком по слою сыпучего материала.
  • Можно собрать бусы из макаронных изделий.
  • Из разных круп, семечек и макаронных изделий можно создать красивые картины, если предварительно заполнить картонную основу пластилином.
  • Предложите ребенку отыскать мелкие игрушки, спрятанные в миске с фасолью или пшеном.
  • Малышу понравится просеивать с помощью дуршлага или шумовки различные крупы. Например, отделять манку от гороха.

Игрушкой может стать даже хозяйственная губка

Дети любят переливать воду. Если пространство кухни позволяет организовать игры с водой, то ребенку можно предложить провести эксперименты со стаканами и мисками различной ширины и высоты. Пусть он угадает, в каком стакане больше воды: в широком или узком, если уровень воды одинаковый. Набирать воду с помощью пипеток или шприца — не менее увлекательное занятие.

Многим малышам нравится строить из разноцветных хозяйственных губок. Из них можно соорудить башню, поезд или арку.

С помощью магнитов на холодильнике можно развивать внимание и память. Для этого не обязательно покупать тематические магниты, подойдут самые обычные, которые есть практически на каждом холодильнике.

  • Выберите 4-6 магнитов. Попросите ребенка отвернуться, а в это время уберите 1-2 магнита. Малышу нужно повернуться и угадать, какие магниты исчезли.
  • Можно не убирать, а добавлять магниты.Задача ребенка — сказать, какой магнит появился.
  • Выставите в ряд несколько магнитов, ребенку нужно запомнить их последовательность. Затем он отворачивается, а взрослый переставляет магниты местами. Задача малыша — вспомнить последовательность и правильно их расставить.

Помощь маме и речевое развитие в одном флаконе

«Когда вы накрываете на стол, разбираете сумки с покупками или наводите порядок на кухне, — это хорошая возможность повторить предлоги с ребенком. Можно спрашивать у сына или дочки, где что хранится, или давать «важные поручения». Например: «Убери кастрюлю в шкаф, а табуретку поставь под стол» или «А где у нас хранится творог?», «Тарелку поставь на стол, а ложку положи справа от тарелки», — советует логопед.

Как можно раньше необходимо развивать у ребенка умение классифицировать предметы. И первые игры для развития этого навыка лучше проводить на хорошо знакомом материале. Ребенку можно предложить следующие задания:

  • Рядом с каждой тарелкой положить ложку.
  • Положить на каждую тарелку по два печенья.
  • Яблоки сложить в большую миску, а мандарины — в маленькую,
  • Поиграть в сортировку овощей и фруктов. Все фрукты сложить в большое блюдо, а овощи — в корзину. Если такое задание покажется ребенку слишком простым, то можно попробовать угадывать овощи и фрукты с завязанными глазами на ощупь.

После такой игры полезно обсудить разные признаки и свойства овощей и фруктов, поиграть в загадки, придумывая их самостоятельно:

  • Это круглое, сочное, оранжевое, его можно разделить на дольки. Есть похожий фрукт, но побольше, а этот маленький. Что это?
  • Это длинное, зелёное, съедобное, растёт в теплице у бабушки, у него есть маленькие пупырышки. Угадал?

Такие речевые игры способствуют активизации словаря, развитию грамматического строя речи. На кухне всегда есть «наглядные помощники», благодаря которым ребенок сможет правильно ответить на вопросы, а непринуждённая обстановка кухни побуждает ребенка к общению.

Речевые игр на кухне

  • «Подбери слова». Попросите ребенка назвать только фрукты, только овощи, только посуду, только молочные (мясные) продукты и т.д.
  • «Назови одним словом» (огурец, картофель, морковь — это овощи; стол, стул, табурет — мебель; мясорубка, миксер, микроволновая печь — электроприборы и т.п.).
  • «Варим варенье» (из клубники — клубничное; из смородины — смородиновое, из персиков — персиковое).
  • «Приготовим сок» (из апельсина — апельсиновый, из яблока — яблочный и т.п.).
  • «Каким это бывает». Предложите ребенку вспомнить, что бывает кислым, солёным, сладким, горьким и т.п.
  • «Образуй слово» (кофе варит кофеварка, сахар лежит в сахарнице и т.п.).
  • «Что для чего нужно». Попросите ребенка объяснить, для чего нужна солонка, половник, дуршлаг и другая кухонная утварь.
  • «Повар». Предложите ребенку назвать необходимые продукты для приготовления борща, щей, овощного салата, каши.

«Детей старшего возраста можно попросить назвать примеры продуктов питания, блюд, которые начинаются на заданный звук (например, звук „к“ — конфеты, каша, картошка, котлета) или в их названии есть этот звук („т“ — творог, компот, котлета, сметана и т.п.)», — советует Татьяна Горячева.

Используйте эти идеи и придумывайте свои варианты игр, сложность которых можно изменять в зависимости от возраста ребенка. Такие игры просто организовать, но при этом они развивают фантазию, память, мышление, тренируют мелкую моторику и способствуют формированию правильной речи.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы