В любой семье рано или поздно перед родителями встает задача научить своих детей безопасному поведению на улице, в незнакомой местности, с чужими или подозрительными людьми. Как объяснить и не напугать ребенка, как предусмотреть все ситуации и как донести до него, чтобы понял и запомнил? О том, как говорить с детьми о безопасности, рассказывает Александр Сердобольский, психолог семейного центра «Зюзино».

Быть примером
Самое первое и самое главное: в присутствии ребенка родителям необходимо самим строго соблюдать правила безопасности, которые они отрабатывают с сыном или дочкой. Как пример: не стоит переходить дорогу на красный свет, вбегать вместе с ребенком в закрывающиеся двери транспорта, сокращать путь проходом через стройки. И ни при каких обстоятельствах не нарушать этого принципа, объясняя спешкой, «один раз» и так далее.

Не оставляем одного
Ребенок не обладает достаточным жизненным опытом, который может подсказать ему, как себя вести в новой, незнакомой ему обстановке. Поэтому, естественно, нельзя оставлять его одного. Необходимо любую новую для ребенка ситуацию, особенно конфликтную или травмоопасную, проговаривать. Надо запастись терпением, отвечая на многочисленные детские вопросы, раз за разом повторяя правила поведения, которым вы хотите научить.

Подбираем слова
Крайне вредно употреблять в процессе воспитания фразы типа: «Если ты будешь плохо себя вести, тебя заберет полицейский (злой дядя, разбойники и т. д.)», «Сейчас я пойду домой, а ты останешься здесь!». Из этих фраз ребенок не получает никакого нового опыта и информации, а лишь делает вывод, что его могут кому-то отдать или оставить просто так. Он теряет чувство безопасности, защищенности, важности для родителей.

Также не стоит использовать объяснений типа: «плохо», «плохой», «нехорошо». Это слишком абстрактные и ничего не говорящие ребенку понятия. Надо стараться объяснить, почему плохо делать так или иначе и какие опасные последствия могут быть у того или иного способа поведения.

Запасаемся терпением
В рассказах о безопасности следует избегать излишне отрицательной эмоциональной окрашенности. В силу психологических особенностей ребенок создаст в своем сознании безысходно-катастрофическую картину.

Беседы о безопасности следует проводить в форме обычного разговора, который сопровождает повседневную совместную деятельность ребенка и родителя, например на перекрестке: «Видишь красного человечка? Он стоит, и мы стоим. А теперь зеленый, он как будто идет — значит, нам тоже можно переходить дорогу».

В ход идут игры и стихи
Для закрепления информации можно использовать правила, изложенные в стихотворной форме, например: «Красный свет — дороги нет, желтый — приготовиться, а зеленый говорит: проходите, путь открыт!»

Дети познают мир в игре, когда они примеряют на себя разные роли и проигрывают разные жизненные события. Для усвоения и запоминания следует использовать игры, в которых обыгрываются потенциально опасные жизненные ситуации. Такие игры в «жизнь» — отличный способ рассказать ребенку об основных принципах безопасности, вместе с ним найти оптимальные и безопасные способы выхода из таких ситуаций.

Очень удобно в такой игровой форме объяснять травмоопасные ситуации: поведение вблизи строек, котлованов, открытых колодцев и окон, железнодорожных путей, не забывая при любой возможности обратить внимание ребенка на это на улице.зззз

Все вышеописанное работает при условии, что родители заинтересованы в безопасности своего ребенка, терпеливо отвечают на все детские вопросы и не отмахиваются от них. И относятся к процессу воспитания как к залогу его благополучия, а не как к обузе, мешающей им заниматься своими делами.

Уравновешенное эмоциональное состояние родителя — залог того, что ребенок будет открыт для восприятия новой информации. В таком состоянии можно объяснить ему, как можно себя вести, а как — нельзя. Чувствуя себя в безопасности, сын или дочка не испугается и не получит травму.

Также не следует забывать об интерактивных программах, мультфильмах и детской литературе, посвященных вопросам безопасности. Используя эти материалы в процессе совместной деятельности с детьми.

«В формировании правил безопасного поведения главная роль принадлежит родителям. Именно они несут ответственность за физическую и психологическую безопасность своих детей, так как по определению являются главными значимыми людьми для ребенка», — считает Александр.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы