Лето — приятное время, когда дети могут подольше находиться на свежем воздухе. Город постепенно возвращается к обычной жизни, и детям, засидевшимся дома в самоизоляции, сейчас как никогда необходима физическая и двигательная активность. До 23 июня дети не смогут пользоваться детскими и спортивными площадками. Поэтому мы предлагаем активно проводить свободное время во дворе, в парке или в лесу. Специалисты из ЦССВ «Доверие» рассказывают, в какие интересные игры и забавы можно поиграть с детьми на свежем воздухе.

Для подвижных игр на улице понадобятся мяч, скакалка и цветные мелки. Иногда используется заранее подготовленный «инвентарь» — сделанные из бумаги самолетики, скомканные в комок листы бумаги А4.

«Через подвижные игры у ребенка развиваются мышцы, укрепляется скелет, появляется выход для накопленной энергии. Результат подвижной игры для детей состоит не только в выигрыше, хотя и это важно, но и в том, чтобы чувствовать радость движения, физических усилий при преодолении различных препятствий в игре», — рассказывает Татьяна Коптева, руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения детей.

ИГРА «ГОЛУБИ»

Развивает у детей навыки метания, координацию движений, ловкость и глазомер. В «голубей» можно играть как вдвоем, так и компанией до десяти человек.

Необходимый инвентарь: заранее изготавливаются бумажные «голуби» (или самолетики).

Инструкция. Нужно запускать голубей или самолетики как можно дальше.

  • Вариант: Ребенок соревнуется со взрослым, чей «голубь» улетит дальше.
  • Вариант «Поймай птичку». Два человека встают напротив друг друга, один другому запускает «голубя», второй должен поймать «голубя» и запустить своему напарнику по игре. Если не поймал — 0 очков, если дотронулся, но не поймал — 1 очко, если поймал — 2 очка. Кто больше очков наберет, тот и побеждает.

ИГРА «МЕТКИЙ ГЛАЗ»

Развивает меткость, координацию движений и силу мышц. Количество игроков может быть любым.

Необходимый инвентарь: скакалка, заранее сделанные комочки из бумаги А4. Также могут подойти и шишки.

Инструкция. Сделайте круг из скакалки. Отмерьте от круга пять шагов (количество шагов может быть любым — в зависимости от возможностей ребенка). В руках у ребенка находятся снаряды для метания — комочки из бумаги или шишки. После того, как взрослый произносит: «Бросай!», ребенок бросает свои снаряды.

Взрослый отмечает, попал ли снаряд точно в круг, а если нет, то как близко к кругу он лежит. В зависимости от этого присуждаются очки: попал в круг — 2 очка, близко к кругу — 1 очко, далеко — 0 очков. Задание повторяется несколько раз. Снаряды можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками. Поверьте, ваши дети очень меткие!


ИГРА «ПОВТОРИ, НЕ ОШИБИСЬ»

Развивает внимание и быстроту реакций, увеличивает у ребенка словарный запас слов, обозначающих действие. Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Взрослый медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Ребенок должен выполнить те же движения, что и ведущий.

  • Простые движения можно заменить на более сложные: включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.
  • Взрослый проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение, как показывает взрослый, не обращая внимания на его сбивающие команды.

ИГРА «РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ»

Развивает быстроту реакций, внимание, обогащает словарный запас. Количество игроков может быть любым.

Необходимый инвентарь: мяч.

Инструкция. Взрослый, бросая ребенку мяч, произносит одно из трех слов: «рыбы», «птицы», «звери». Если названо, например, слово «рыбы», ребенок должен поймать мяч, сделать шаг вперед и тут же вернуть его водящему, быстро назвав любую рыбу, например, сказать: «Щука». Если водящий бросает мяч и говорит «звери», то ребенок, поймавший мяч, должен кинуть его водящему и назвать любого зверя, например: «Тигр».

Эта игра очень похожа на «Съедобное — несъедобное», но немного модифицирована и еще не надоела детям, будет им в новинку.


ИГРА «ДЕСЯТКИ»

Развивает у ребенка выносливость, координацию движений, ловкость.

Необходимый инвентарь: мяч, стена и ровная площадка.

Инструкция. Каждый игрок должен выполнить десять упражнений:

  • Десять раз подряд нужно ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.
  • Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.
  • Бросить мяч восемь раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, а от стены поймать мяч руками.
  • Теперь так же семь раз, но уже под левую ногу.
  • Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, и затем поймать его в руки.
  • Теперь то же самое, но пять раз и стоя спиной к стене.
  • Четыре раза бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.
  • Ударить мяч о стену три раза, сложив ладони лодочкой.
  • Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.
  • Ударить мяч об стену прямым пальцем один раз.
  • После этого предстоит «экзамен»: каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом нельзя смеяться и разговаривать.

ИГРА «УЛИТКА»

Развивает выносливость, координацию движений, крупную моторику и ловкость.

Необходимый инвентарь: мел и ровная асфальтовая поверхность.

Инструкция. На асфальте рисуется огромная «улитка» (большая спираль). На ней расчерчиваются «домики» — поперечные линии вдоль всей спирали (как в классиках). Суть игры в том, чтобы на одной ноге пропрыгать всю «улитку» от начала до центра круга. Игроки заранее договариваются, можно ли менять ноги и отдыхать и на какой клетке это будет происходить.

Каждый, кто преодолел «улитку», на поле выбирает любую клетку и чертит какую-нибудь картинку (главное, чтобы было понятно, что это отличительный знак именно этого игрока). С каждым коном игра усложняется тем, что игроки, прыгая по клеткам, не могут наступать на «домики» своих соперников. В итоге «домиков» становится так много, что их уже невозможно перепрыгнуть.

Выигрывает тот, чьих «домиков» на поле больше всех. Вставать на обе ноги, наступать на линии или выходить за пределы «улитки» нельзя. Если это происходит, игрок лишается права присвоить себе «домик».


«Также родители вместе с детьми могут играть в знакомые всем классики. Для этой игры нужен мел, асфальт и ваша фантазия. Можно на десяти классиках не останавливаться, а сделать их до 30 или даже 50», — рассказывает социальный педагог Марина Нелюхина.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы