Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Адаптация в приемной семье и самоизоляция: бесценный опыт

10 июня 2020 года

Адаптация в приемной семье и самоизоляция: бесценный опыт

О сложностях адаптации к семье приемного ребенка (и семьи — к нему) написано немало. Но этот год подарил специалистам по сопровождению семей и приемным родителям новую, непростую задачу: что делать, когда время адаптации совместилось со временем самоизоляции.

У кого-то просто так совпало, что ребенок был принят в семью незадолго до введения ограничительных мер, кто-то сознательно оформлял гостевой режим на ребят из ЦССВ, чтобы они прожили это время не в учреждении. За эти несколько месяцев специалисты сопровождения столкнулись с уже знакомыми проблемами, которые самоизоляция обострила. Появились и новые. Был накоплен опыт работы с такими семьями, который актуален и применим в обычной жизни вне пандемии. Режим повышенной готовности в столичных ЦССВ еще не снят. Наши воспитанники, отправившиеся в гостевые семьи, находятся там.

Победить тревогу

Принятие ребенка в семью и принятие ребенком семьи — сложный и противоречивый процесс для обеих сторон. Адаптация к новым условиям жизни — и без того длительный процесс, имеющий свои особенности и трудности, сопровождаемый тревогой и страхами, поскольку в стрессовом состоянии и дети, и взрослые могут регрессировать в переживание уже имеющихся в их опыте травматических событий. К тому же, это внутреннее неспокойное состояние разворачивается на фоне внешней тревоги, вызванной ситуацией в мире.

«Родителям может казаться, что ребенок „ведет себя плохо“, однако в такие моменты чаще всего это происходит из-за того, что дети плохо себя чувствуют. Они таким образом реагируют на страх и тревогу», — считает психолог ЦССВ имени Ю. В. Никулина Екатерина Кушникова.

Она советует:

— Постоянно говорите ребенку, что любите его и что сможете защитить в опасных ситуациях.

— Развеивайте страшные образы реальностью, расскажите, почему не стоит бояться, и переведите все в шутку. Будьте последовательны в своих рассказах.

— Если ребенок маленький, придумайте дополнительных защитников в лице домашнего животного, игрушек, ручки, лампы. А лучше развивать веру в себя, к которой можно обратиться в любое время.

— Вместе смотрите мультфильмы, читайте вдохновляющие истории, в которых герои сталкиваются со страхами и побеждают их.

«И самое важное, внимательно слушайте и старайтесь понять чувства своего ребенка. Во время разговора ребенок выплеснет негативные эмоции и ослабит их. А вы будете знать о его переживаниях», — отмечает психолог.

Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства, так как адаптация происходит с двух сторон: не только ребенок привыкает к новой обстановке, но и родители.

Из-за пандемии коронавируса все мы подвержены в той или иной мере чувству тревожности. Но дети, оставшиеся без родительского попечения, — в особом положении. Большинство из них изначально, чуть ли ни с рождения, лишены чувства безопасности, поскольку в его формировании важны даже такие тонкие материи, как позитивные фантазии матери о своем будущем ребенке во время беременности. Так или иначе, приемным детям свойственно чувство покинутости, были ли они отвергнуты матерями или пережили утрату. Помимо боли, чувства отвержения, гнева и тоски, эта покинутость отражается еще и в тотальном чувстве незащищенности.

«Что может сделать приемный родитель, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новой жизни? Главное — это обеспечить ребенку надежную защиту и безопасную атмосферу. В первую очередь, важно разобраться со своими собственными чувствами, прийти в согласие с ними, найти баланс между своей собственной тревогой, вызванной внешними обстоятельствами, опасениями, ожиданиями от будущей жизни с ребенком, и его личности и желаниями относительно того же. Эта внутрипсихическая работа, которую важно проделать каждому родителю, является базой для обеспечения безопасной атмосферы в семье, которая необходима ребенку и которая будет гарантировать ему чувство защищенности», — отмечает психолог ЦССВ имени Ю. В. Никулина Александра Галич.

Помочь родителям в такой ситуации могут психологи, которые, даже во время самоизоляции продолжали консультировать в режиме онлайн.

Воспитанник ЦССВ едет в гости

Гостевой режим всегда имел много сторонников среди будущих приемных родителей. Он дает возможность познакомиться с ребенком поближе, быстрее принять решение о том, получится ли стать с ним одной семьей. Во время пандемии гостевой режим помог ребятам пережить небезопасное время в условиях жизни в семье. Непростая ситуация в мире подтолкнула к решению о том, чтобы пригласить в гости воспитанника ЦССВ, тех, кто, возможно, в обычных условиях так и не решился бы на этот шаг.

Но каким бы добрым поступком не было это решение, к нему все равно нужно подходить ответственно и учитывать некоторые нюансы. «Заранее необходимо получить согласие взрослых членов семьи, предоставить сведения о ребенке, показать фотографии, рассказать о его особенностях. Непременно учитывается и мнение самого ребенка», — отмечает руководитель службы сопровождения детей ЦССВ «Юнона» Наталья Маркова.

Конкретное время пребывания ребенка в семье нужно проговорить заранее и с ним, и со всеми членами семьи. И ребенок, и семья должны понимать, что все это временно.

Знакомить членов семьи (особенно если они не имеют опыта общения с ребенком ограниченными возможностями) лучше в игровой форме.

Маленького гостя обязательно следует познакомить с пространством квартиры, дома, обозначить для него границы его собственного и личного пространства членов семьи.

«Важно соблюдать устоявшиеся правила и семейные традиции, поддерживать ценности семьи. Например, члены семьи выражают по отношению друг к другу любовь, участие, помогают по дому. При этом все члены семьи должны стараться использовать не только вербальную речь, но и мимику, жесты, картинки и т.п., чтобы было понятно ребенку с ОВЗ. Он не только наблюдает, но и активно вовлекается в процесс, начиная транслировать полученный опыт на окружающих и близких людей», — говорит Наталья Маркова.

Необходимо договориться со всеми членами семьи о единых требованиях к ребенку, о границах его поведения, поведения других членов семьи, допустимых видах деятельности и ответной реакции со стороны принимающей семьи. О поощрении и наказании. Сделать это лучше заранее.

Следует сохранить привычный для ребенка режим дня, чередование рода занятий. Ребенку до 12 лет рекомендован дневной сон. «Для обеспечения безопасности ребенка, обсудите особенности маленького гостя с врачом учреждения», — советует Наталья Маркова.

Частью режима дня обязательно должны быть трудовые поручения, помощь по дому: уборка посуды со стола, кормление домашних животных, уход за комнатными растениями и т.д.

Досуг ребенка строится на основе его любимых игр и занятий (об этом нужно обязательно спросить у воспитателя группы). Знакомить с новыми играми, например, в гаджеты, следует осторожно, отслеживая эмоции ребенка. Если ребенок отказывается от какого-либо занятия, лучше не заставлять, а вернуться к нему позже.

Для благоприятного прохождения ребенком периода адаптации в приемной семье, тем более в период пандемии, родителю очень важно быть надежным. Важно быть уверенным в своем решении и всегда быть на стороне ребенка.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме