Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как воспитать ребенка счастливым. На портале «Я дома» прошел прямой эфир с психологом Семейного центра «Печатники» Ириной Кутяновой

2 июня 2020 года

Как воспитать ребенка счастливым. На портале «Я дома» прошел прямой эфир с психологом Семейного центра «Печатники» Ириной Кутяновой

Что помогает сделать детей счастливыми? Какова роль мамы, папы, бабушек и дедушек в развитии ребенка? Как порадовать малыша на карантине? Для чего личное пространство самым маленьким? Ответы на эти и многие другие вопросы москвичи услышали в прямом эфире с Ириной Кутяновой, кандидатом психологических наук, заведующим информационно-аналитическим отделением Семейного центра «Печатники». Запись можно посмотреть по ссылке.

Из чего состоит детское счастье

Детское счастье складывается из каждого момента жизни ребенка. Все зависит от того, чем они наполнены: радостью, заботой родителей и близких, общением с друзьями, интересными занятиями или, наоборот, скукой, конфликтами, стрессами. Материальное благополучие здесь играет скорее второстепенную роль. Даже в самых обеспеченных семьях дети бывают глубоко несчастны. «Главное для ребенка — это внимание и улыбка, которые дарят ему родители, принятие и понимание, поддержка, семейные праздники и традиции, приятные сюрпризы, совместные прогулки, разговоры на разные темы за чашкой чая, уважение выбора, искренняя заинтересованность», — отмечает Ирина.

По словам специалиста, до определенного возраста ребенок создает мнение о себе исключительно со слов родителей. Отец в детском восприятии обычно источник силы, старший друг. Его любовь служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери безусловна, это любовь принятия и понимания. «Не стоит забывать и про бабушек с дедушками. Общение со всей семьей расширяет социальные контакты детей, так они учатся взаимодействовать со взрослыми людьми, а не только со сверстниками», — говорит Ирина.

Как порадовать малыша

Детям так же, как и взрослым, необходимы положительные эмоции. Во время самоизоляции это актуально, как никогда.

Семь способов поднять ребенку настроение

  • Шарики — всегда беспроигрышный и поднимающий настроение вариант. Украсьте ими дверной проем или потолок, забросайте комнату множеством шаров, пока ребенок спит. Проснувшись утром, он сразу почувствует присутствие праздника.
  • Десерт, приготовленный своими руками! От такого мастер-класса ребенок не откажется никогда. Сделайте с ним пирожное «картошка», испеките овсяное печенье или приготовьте пиццу. Ведь это так здорово — принять участие в процессе приготовления, а потом быстро и с аппетитом все съесть.
  • Почитайте ребенку его любимую сказку, спойте песенку, расскажите стишок или просто устройте дискотеку. Малыш с радостью вас поддержит и примет в этом самое активное участие.
  • Подарите вашему непоседе внезапный подарок. В тот момент, когда он этого вовсе не ожидает, вручите ему мыльные пузыри, куколку или новую машинку! Радости не будет предела!
  • Устройте дома квест с карточками. На маленьких листках нарисуйте узнаваемые предметы интерьера вашего дома (примерно 10–15 карточек для одного квеста). На первой, к примеру, пусть будет изображен плакат с азбукой. Вручите ее ребенку. Внимательно поискав и обнаружив уголок второй карточки за азбукой, ребенок увидит на ней следующий рисунок: настольную лампу в детской комнате. Под лампой обнаружит третью карточку. И так далее: из комнаты в комнату, от карточки к карточке. В самом последнем месте малыша ждет спрятанный подарок.
  • Поиграйте с ребенком в «Холодно-горячо». В этой игре заветным кладом может быть мороженое или корзиночка с клубникой. Когда ребенок ее найдет, скажите ему, что это подарок от ежика, который принес его из леса.
  • Устройте дома салон красоты, парикмахерскую или массажный кабинет. Будьте уверены, ваш «клиент» останется доволен.

Общайтесь правильно

Отмечайте любые позитивные изменения и даже самые маленькие достижения ребенка. Если эмоции позитивные, слово «ты» будет уместно: «Мне так приятно, что ты час не заходила в мою комнату, пока я работала! Спасибо!» Если чувства негативные, избегайте слова «ты». Не говорите: «Не кричи мне на ухо!» Скажите: «Я не люблю, когда мне кричат на ухо».

Выражайте не только свои чувства, но и желаемые конструктивные действия. Например, вечером, когда надо успокоить домочадцев, можно сказать: «Я устала от шумных игр, давай почитаем сказки вместе».

«Обычно на ребенка взрослый срывается, если сам недоволен чем-то. Неудовлетворенные потребности родителей, стресс приводят к напряжению и раздражительности. Поэтому еще с утра старайтесь сделать все самое приятное для себя: зарядку, ванну маникюр», — советует специалист.

В условиях самоизоляции делайте передышки в общении. Кто-то из взрослых занимает ребенка, а второй идет по своим делам, готовит, делает зарядку, читает, общается в интернете. Договоритесь и сменяйте друг друга. Днем устраивайте себе тихий час. А вечером можно вместе спеть под минус в YouTube.

Это личное

Ребенку необходимо личное пространство. Возможность побыть наедине с собой снижает уровень стресса в организме, дает почувствовать себя в безопасности. Даже если у малыша нет отдельной комнаты, можно создать для него специальное уединенное место. Это может быть его стол, кровать, полки в шкафчиках, на которых без спроса никто не должен наводить порядок, переставлять. «Также подойдут детские палатки, домашние шалаши из подручных средств или оборудованный уголок с подушками, мягкими игрушками, книгами. Если есть отдельная комната, позвольте чаду уединяться в ней. К детям школьного возраста необходимо стучать в дверь и спрашивать разрешения войти. Важно, чтобы ребенок сам наводил порядок в своих вещах», — подчеркивает психолог.

Личные границы как бы показывают нам, где мы, а где не мы; что мы чувствуем, а что нет; что доставляет нам удовольствие, а что нет; чего мы хотим, а чего нет. Для примера: одно из самых частых нарушений личных границ — насильственное кормление ребенка, когда он не голоден. В этом случае стоит прислушиваться к ощущениям малыша, чтобы не вызвать у него стресса или других физических или психологических нарушений.

Развиваемся через творчество

Творческое начало важно для любого человека. Оно помогает легче находить выходы из запутанных ситуаций, изобретать новое, видеть интересные решения и подходы к разным людям, создавать проекты.

Пять способов помочь ребенку развить творческие способности

  • Занимайтесь творчеством вместе с ребенком. Поощряйте любое его стремление созидать, подчеркивайте, что это важно, и помните, что без вашего участия он может потерять интерес к процессу.
  • Воздержитесь от критики и принуждения. Творческие занятия должны быть в радость, а не из-под палки. Давайте ребенку свободу самовыражения: если он хочет нарисовать листья на деревьях фиолетовыми, не стоит говорить, что надо только зеленым, так как в природе по-другому не бывает. Это со временем загонит его в рамки стереотипного мышления, и ему будет сложно выйти за эти рамки.
  • Ходите вместе в музеи, театры, читайте книги вслух. Обязательно обсуждайте увиденное и услышанное, интересуйтесь мнением ребенка. Поощряйте его вопросы, не игнорируйте их и не уходите от ответа.
  • Придумывайте новое вместе. Например, несуществующих животных, каких-то своих персонажей, новые миры для них, развивайте сюжеты с этими героями. Готовьте не по рецепту или придумывайте свои рецепты. Заведите семейную традицию делать нестандартные подарки на праздники: подарки, сделанные своими руками, или подарки-впечатления.
  • Упражняйтесь в творческом мышлении, придумывайте нестандартные способы использования обычных предметов. Например, из чашки можно не только пить, но и использовать как вазу или горшок для цветов, подсвечник, бассейн для кукол. Соревнуйтесь, кто придумает больше способов.

Найти подход к подростку

В подростковом возрасте поведение ребенка становится противоречивым, непредсказуемым, протестным. Здесь родителям нужно понять: ребенок вырос, и общение надо строить по-другому.

Проявляйте уважение. Подросток хочет видеть во взрослом старшего друга, партнера. Воздержитесь от нравоучений и допросов с пристрастием. Ребенок имеет право на свое личное пространство, мнение, интересы, взгляды. Интересуйтесь ими и учитывайте их.

Поддерживайте его. Да, подростки часто могут злиться, раздражаться, грустить. Это нормально. Не игнорируйте эти чувства, замечайте и постарайтесь принять их. Вспомните себя в этом возрасте. Если возникает ссора, не повышайте голос, крик — не аргумент. Умейте прощать обиды своему ребенку, любите его, несмотря ни на что. Говорите о своих чувствах.

Давайте больше самостоятельности. Просите о помощи, поручайте более сложные задания — что-то починить, приготовить, куда-то доехать. Да, он может делать ошибки, этого не надо бояться ни ему, ни вам. Через самостоятельные действия человек становится более уверенным и учится нести ответственность.

Будьте в теме. Подростковая культура — особое пространство. Интересуйтесь, какую музыку слушает, какие фильмы любит, чем увлекается. Не осуждайте его интересы. Если вам что-то непонятно — спрашивайте, попросите объяснить, научить. Подросток почувствует себя более уверенным, компетентным. Это отличная база для общения. Не уходите от ответов на неудобные вопросы. Лучше пусть сын или дочь узнает какую-то информацию от вас, чем получит искаженные сведения где-то еще.

В каждом районе Москвы есть семейные центры, в которых психологи готовы выслушать и помочь. Их контакты можно найти на порталах Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и «Мой семейный центр».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме