Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Своевременная абилитация – шанс ребенка с особенностями развития

25 мая 2020 года

Своевременная абилитация – шанс ребенка с особенностями развития

Качественная помощь с первых месяцев жизни ребенка — неотъемлемое условие сохранения его здоровья. Любое отклонение в развитии от нормы влечет за собой более серьезные последствия для общего состояния здоровья, дальнейшего развития и для социализации в целом. Руководитель службы сопровождения семей, Школы приемных родителей ЦССВ «Центральный», психолог Елена Корсакова рассказала, как специалисты помогают особым детям.

Обнаружить проблему и наметить пути решения

Предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезными членами общества, называется абилитацией. Об абилитации следует говорить, когда инвалидизирующее патологическое состояние возникло в раннем детстве. Такой ребенок еще не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

Служба ранней помощи призвана как можно раньше выявить особые образовательные потребности малыша и начать целенаправленное обучение. «В нашем Центре абилитация детей начинается с детального обследования новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком, с регистрацией всех параметров ребенка в паспорте новорожденного. Для этого дети от рождения до 9 месяцев планово направляются в Научно-практический центр детской психоневрологии, где определяют группы риска, описывают в истории болезни все диагностические и коррекционные мероприятия, дают рекомендации по дальнейшему комплексному сопровождению специалистами в условиях ЦССВ, в том числе психологом, педагогом-дефектологом, логопедом, инструктором по лечебной гимнастике и так далее», — рассказывает Елена Корсакова.

Специалисты разрабатывают индивидуальный маршрут с дифференциальной диагностикой, дают прогноз развития ребенка и планируют коррекционную работу. Абилитация — процесс сложный и долгий, поэтому так важен тесный контакт профессионалов — специалистов всех направлений, осуществляющих сопровождение детей раннего возраста. У каждого специалиста своя задача: врачу необходимо подобрать медикаментозное лечение, назначить массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд. Педагог-дефектолог, психолог, воспитатель работают над формированием личности ребенка, а также развитием восприятия, тренировкой памяти и  внимания, совершенствованием речи.

Чем раньше, тем больше шансов на успех

Чаще всего абилитация нужна малышам с поражением нервной системы, симптомами детского церебрального паралича (ДЦП). Важно эффективно организовать весь комплекс лечебно-педагогических и социальных средств, сделать так, чтобы все этапы восстановления шли своевременно и непрерывно. Поздно начатая абилитация, как правило, малоэффективна, особенно если дети с ДЦП или грубыми задержками речевого развития начинают получать помощь только в 8-11 лет. В идеале абилитация должна начинаться на первом году жизни.

Чтобы ребенок вырос адаптированным к обществу, важна не только абилитация, но и его знакомство с жизнью вне учреждения.

«У нас накопился большой опыт работы с детьми раннего возраста с различной степенью задержки развития. Наши воспитанники активно участвуют в мероприятиях вне стен Центра — гуляют на обычных городских детских площадках, бывают на экскурсиях, посещают магазины, парикмахерские, аптеки и другие общественные места вместе с сопровождающими. Все это помогает социализации», — отмечает Елена Корсакова.

Общая цель команды специалистов Центра, а потом и родственников или приемных родителей ребенка, максимально развить у него движение, подключить речь и другие коммуникативные навыки. Чем раньше начать, тем больше возможностей, что в будущем такой ребенок сможет жить самостоятельной, полной и интересной жизнью.

Одним из примеров слаженной работы команды может послужить история одной из многих маленьких воспитанниц «Центрального». «В девятимесячном возрасте к нам поступила Мария О., девочка имела проблемы со здоровьем, родители самоустранились от воспитания. Ребенок нуждался в сопровождении и более тесном контакте нескольких служб. Девочка прошла диагностику в неонатальном Центре. Было рекомендовано провести операцию, но малышка должна была набрать определенный вес, более трех-шести месяцев не болеть простудными заболеваниями», — вспоминает Елена Корсакова.

Так начался непростой период подготовки ребенка к операции. Индивидуальное сопровождение, специализированное питание, уход, работа команды, — через пять месяцев девочке была выполнена операция на сердце, а далее — все сначала, теперь уже по маршруту реабилитации. К большому сожалению, кровные родители не смогли стать ребенку полноценной семьей, но малышка смогла найти маму и папу в замещающей семье, и недавно ее удочерили.

«Вот так быстрая, своевременная помощь внесла свою ясность: вначале это была абилитация, затем — реабилитация и, как итог, — ребенок в семье, за будущее Марии мы спокойны. Как и за будущее многих наших воспитанников: ведь по статистике прошлого года и начала этого большая часть наших малышей возвращается в кровную, либо находит новую семью. Каждый ребенок должен воспитываться в семье, и наша первоочередная задача как специалистов организации для детей-сирот дать ему эту возможность», — считает Елена Корсакова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме