Когда выпускники центров содействия семейному воспитанию и приемных семей адаптируются к самостоятельной жизни, они нуждаются в особой поддержке взрослых. Помочь ребятам готовы специалисты служб постинтернатного патроната. О том, как изменилась их работа в период самоизоляции, с какими проблемами сейчас сталкиваются выпускники, рассказывают специалисты Центра «Детство» из отдела по организации соцработы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ПОСТИНТЕРНАТ — НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

«Сейчас на сопровождении у наших специалистов находятся 24 человека. Основная цель нашей работы — адаптация выпускников к самостоятельной жизни. В привычных условиях сопровождение выглядит как очные встречи с выпускниками, посещение их на дому, совместные поездки в различные организации, обучение выпускника тем или иным социальным компетенциям. Специалисты вместе с ребятами решали возникающие у них проблемы. Обычно каждый специалист еженедельно выезжал к сопровождаемым не менее 20 раз, у каждого сотрудника на сопровождении находится восемь молодых людей», — рассказывает Екатерина Смарцева, начальник отдела по организации соцработы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.

Специалисты помогают им оформить положенные льготы и выплаты, прикрепиться к поликлинике, обустроить свое жилье, приобрести необходимую мебель и бытовую технику, выбрать учебное заведение и поступить в него. При необходимости — перевестись из одного учебного заведения в другое. Сотрудники посещают с ребятами и дни открытых дверей в колледжах и вузах, всегда находятся на связи с кураторами групп из колледжей, чтобы контролировать посещение и успеваемость подопечных. «Я как-то помогал найти выпускнику педагогов для подготовки к ЕГЭ», — вспоминает специалист по соцработе Роман Лысяк.

Сотрудники отдела всегда готовы обсудить с ребятами их личные проблемы, в том числе отношения с кровными родственниками. «Иногда выпускникам бывает нужна помощь психолога. В этом случае мы обращаемся за помощью к психологам Центра «Детство», — комментирует специалист по социальной работе Надежда Шаталова.

НОВЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ СТАРЫХ ПРОБЛЕМ

Самоизоляция внесла свои коррективы и в работу по постинтернатному сопровождению. Теперь сопровождение проводится в дистанционном режиме. «Ежедневно специалист общается по видеосвязи с каждым выпускником, находящимся у него на сопровождении. Еще проводит мониторинг состояния здоровья своих подопечных, профилактические и предупредительные беседы о соблюдении режима самоизоляции и мер безопасности», — отмечает Екатерина Смарцева.

Сегодня в режиме онлайн решаются любые вопросы, возникающие у выпускников. В первую очередь специалисты сопровождают процесс дистанционного обучения. Чтобы ребята своевременно подключались к онлайн-занятиям, сотрудники Центра «Детство» чаще общаются с кураторами групп из колледжей и классными руководителями.

«Рассказываю ребятам о том, как важно не пропускать дистанционное обучение, учу их заказывать продукты питания, не выходя на улицу. Напоминаю выпускникам о соблюдении правил безопасности. Объясняю, как и где получить код для пропуска, если есть необходимость выйти из дома», — рассказывает Роман Лысяк.

В работе Романа появилось еще одно изменение: он доставляет выпускникам продуктовые наборы. Наши ребята имеют право на бесплатное питание в своих учебных заведениях. Как и у других льготных категорий, на время самоизоляции этот вид помощи заменен на продуктовые наборы. Специалист по соцработе их получает и привозит прямо на дом, соблюдая все меры профилактики.

В целом выпускники с пониманием относятся к самоизоляции. «Основная часть выпускников — сознательные ребята, они относятся к этой ситуации с пониманием. Но у некоторых присутствует дух противоречия. Здесь приходится индивидуально поработать», — отмечает Надежда Шаталова.

Проблемы, с которыми сейчас сталкиваются выпускники из-за самоизоляции, присущи практически всем жителям города. Кому-то тяжело усваивать знания при дистанционном формате обучения, кто-то потерял работу. «Очевидно, что в такой ситуации у выпускников нет четкого понимания, где и как заработать, поэтому обращаются за помощью ко мне. Сейчас самое верное решение — это обращаться в городской центр „Моя работа“», — считает Роман Лысяк.

ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Многие ребята используют время самоизоляции с пользой, занимаются самообразованием, творчеством и спортом в домашних условиях. Среди них — Анна Перина: «Сейчас много учусь, готовлюсь к экзаменам. Занимаюсь творчеством».

Артем Тихомиров также инициативно использует сегодняшнее время: «Веду из дома эфиры на радиостанции с политологами и ректоратами вузов, занимаюсь обучением и самообразованием. Провожу время с пользой. Переделал все домашние дела, которые откладывал в долгий ящик».

Безусловно, работы у специалистов сопровождения только прибавилось: возросла интенсивность общения с выпускниками из-за появившегося у них свободного времени. Ребята задают больше бытовых вопросов, связанных с приготовлением блюд, организацией досуга.

«В самом начале самоизоляции мы запустили мини-флешмоб для своих подопечных — „Как проходит ваша самоизоляция? Наша — замечательно!“. Выпускники снимали ролики про свою жизнь дома. Ребята хотели сделать некую социальную рекламу и показать на своем примере, что это время можно и нужно проводить с пользой», — рассказывает специалист Карина Точкина.

Вассилиса Яхонтова поделилась своими секретами спортивной подготовки: «Каждое утро в своем аккаунте в Инстаграме я провожу онлайн-тренировки, присоединяйтесь».

Анастасия Иванова показывает мастерство по приготовлению пирогов: «В обычные дни мы всегда спешим то на учебу, то по личным делам, и у нас совсем не хватает времени на новые интересные занятия. Во время самоизоляции я научилась печь вкусные пироги, могу даже проводить онлайн-занятия! Буду рада поделиться своим опытом».

Несколько дней назад сотрудники отдела запустили новый мини-флешмоб «Пасхальный звон». Выпускники делились своими красивыми снимками куличей и крашеных яиц, обсуждали обычаи.

Источник публикации

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы