22 апреля 2020 года
В обычное время семьи с особыми детьми разделяют обязанности по воспитанию и социализации ребенка с педагогами и психологами. Школы, секции дополнительного образования, благотворительные фонды создают поддерживающую среду и помогают разделять тяготы воспитания таких детей. Карантин внес существенные изменение в образовательный процесс как детей с инвалидностью, так и здоровых детей. Но особенно сложно сейчас родителям детей с ментальными нарушениями.
О том, как помочь себе и своему ребенку максимально безболезненно пережить карантин, расскажет педагог-психолог, поведенческий аналитик и директор некоммерческой организации «Центр социальной поддержки «Инклюзивная молекула» Соловьёва Анна.
Сохраняйте спокойствие
Не нужно судорожно обновлять новостную ленту каждые 15 минут — всё действительно нужное и важное не пройдёт мимо вас. Определите для себя несколько источников с проверенной информацией и заглядывайте в них не чаще двух раз в день. Так вы сможете уменьшить свою тревогу.
Читайте любимые книги, смотрите добрые фильмы и мультики вместе с детьми. Это просто сделать с порталом «Я — дома».
Создайте новую рутину и расписание
Составьте для себя и ребёнка расписание дня, можно с картинками. Включите в него гигиенические процедуры, зарядку, приёмы пищи, занятия и обязательно — развлечения и поощрения. Обращайтесь к расписанию вместе с ребёнком, предсказуемость и определённость снижают тревогу и улучшают общее психологическое самочувствие. Придумайте семейные правила и рутины, сделайте их традицией, а не тяжкой обязанностью!
Адаптируйте привычные дела
Практически все привычные дела и радости можно адаптировать к новым условиям. Вместо похода в кино можно смотреть фильм дома, вместо кафе — готовить вместе с ребёнком, вместо игр на площадке — вместе сварить мыло или приготовить шипучие «бомбочки» для ванны. А ещё можно найти старые игрушки, про которые дети давным-давно забыли. Поэтому вы можете установить правило: каждый день можно играть определёнными игрушками, которые он выберет сам. В следующий день эти игрушки нужно убрать в ящик и достать новые, и так каждый новый день.
Это не только позволит сохранить игрушки в хорошем состоянии, но и напомнит ребёнку, какие игрушки у него есть — наверняка многие из них вызовут у него радость и весёлые воспоминания.
Сместите приоритеты
Социальное дистанцирование и изоляция влияют и на взрослых, и на детей. Мы все оказались в ситуации, когда нужно регулировать не только свой график, но и график детей — и все это в четырех стенах своего дома. У детей с аутизмом это, к сожалению, вызывает стресс, и родителям следует приложить больше усилий, чтобы им помочь.
Сейчас очень важно сместить приоритеты — если раньше мы старались изменить среду ребёнка в сторону увеличения его интереса к коммуникации, то сейчас самое время заняться обучением навыкам самостоятельного времяпрепровождения.
Кроме того, есть большой плюс в нынешнем режиме: многие протоколы обучения требуют постоянного присутствия родителя возле ребёнка, и это было трудно обеспечить. Но сейчас это очень просто, поэтому обучение ребенка пользованию туалетом, самостоятельному одеванию, умыванию и чистке зубов, раскладыванию вещей и игрушек, а также работа с пищевым поведением — это то, что доктор прописал!
Важно помнить, что карантин — время не только для личностного роста, но и для стабилизации. Начните с последнего. Это необходимый шаг перед тем, как начать качественно менять свою жизнь. Когда всё стабильно и ровно, можно позволить себе работать на пределе возможностей, но сейчас необходимо замедлиться и позаботиться о себе и о близких.
Всё обязательно нормализуется, и главная наша задача — выйти из этих потрясений с минимальными потерями.
Агрегатор добрых дел «Я дома» — ya-doma.ru
Кол-центр по вопросам коронавирусной инфекции: 8 (495) 870-45-09
Консультация психолога в онлайн-чате и в Skype — msph.ru
Экстренная психологическая помощь —
051 (с городского), 8 (495) 051 (с мобильного)
Контактный телефон Центра занятости Москвы 8 (495) 705-75-75
Дополнительная информация по оформлению справок 8 (495) 679-79-69
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы