«Рева-корова!», «Маша-простокваша!», «Жадина-говядина!», «Ябеда-корябеда, соленый огурец!»  дети часто подшучивают друг над другом. Причиной может стать все что угодно: необычная фамилия, маленький или большой рост, излишняя обидчивость, очки, веснушки или рыжие волосы. Психологи отмечают, что такие дразнилки — часть детской культуры. Как к этому относиться, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Екатерина Игонина.

Дразним нарушителя!

По словам специалистов, всему виной детская непосредственность. Именно она позволяет малышам вести себя и говорить так, как чувствуешь — прямо и без притворства. Поэтому если ребенок не поделился конфетами пару раз, то он жадина, расплакался — плакса, ну а если имеет привычку жаловаться воспитателю или учителю, особенно на других детей — то тут же становится ябедой. «У малышей в коллективе приняты свои правила поведения. Если кто-то их нарушает, все тут же реагируют. Кстати, детские нормы могут здорово отличаться от взрослых: если родители учат сообщать о проблемах педагогу, то у детей это — повод для осуждения. К тому же возраст детсадовцев и младших школьников подразумевает развитие в игре, поэтому и „обличение“ нарушителя идет в игровой форме — дразнилок», — рассказывает Екатерина Игонина.

Какие бывают дразнилки

Интересно, что большинство дразнилок мало меняется с годами — скорее применяемые в них слова разные в зависимости от местности. «Жадина-говядина, турецкий барабан, кто на нем играет — (имя ребенка-жадины)-таракан!», «Рева-корова!», «Ябеда-корябеда, соленый огурец!», «Воображала, хвост поджала и под стенку убежала!» — эти дразнилки указывают на поведенческие черты. Также с помощью дразнилок может изобличаться внешность — «Жиртрест-комбинат-промсосиска-лимонад!», «У кого четыре глаза, то похож на водолаза!», отношения «Тили-тили-тесто, жених и невеста!», имя или цвет волос — «Маша-простокваша!», «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!».

Когда стоит вмешаться

«На самом деле дразнилки, какими бы обидными они иногда ни были, это показатель здоровых отношений в детском коллективе. Таким образом растущие личности учатся как смотреть на себя со стороны, так и постоять за себя без помощи взрослых», — отмечает психолог. Однако участие взрослых может быть полезно, если они подскажут, как грамотно реагировать на дразнилку. Объясните ребенку, что не нужно плакать и расстраиваться. А лучше придумать шуточную «антидразнилку» — например, «Говоришь про меня, переводишь на себя!».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы