15 февраля весь мир отмечается Международный день детей, больных раком. В прошлом году столичный Департамент труда и социальной защиты населения поддержал проект общественной организации «Творческое партнерство», направленный на комплексную терапию творчеством в детских онкологических отделениях.

Диагноз «рак» звучит страшно, особенно если пациент — ребенок. Детские онкологические отделения похожи на страну смельчаков, где каждый день — это борьба: химиотерапия, процедуры и анализы. Победить в этой войне помогают благотворительные фонды. Они организуют в больницах среду, в которой маленькие пациенты могут почувствовать себя счастливыми и радостными.

«Когда 15 лет назад мы впервые пришли в отделение детской онкологии и предложили детям порисовать, подростки рисовали смерть: гробы и кресты. Тогда мы убрали из палитры краску черного цвета и с тех пор все начало меняться к лучшему», — говорит Ирина Гордеева, руководитель общественной организации «Творческое партнерство».

Творческая терапия — это занятия живописью, музыкой, театром, а еще мастер-классы и праздники. Несколько раз в неделю специалисты организации посещают детей и проводят с ними увлекательные занятия.

«Больному ребенку важно, чтобы в его жизни были люди, для которых он, прежде всего, человек, а не пациент. С которыми можно поиграть, пошалить, нарушить строгие правила больничного режима. И тогда вместо вопроса „Почему?“ возникает вопрос „Почему бы и нет?“. Почему бы не потанцевать в обнимку с капельницей, почему бы не вымазаться в краске?» Ребенок ощущает себя творцом, хозяином собственной Вселенной, где звучит слово „можно“», — продолжает Ирина Гордеева.

За 15 лет организации пришлось пройти тернистый путь: непринятие со стороны системы здравоохранения, боязнь новаторских методик сопровождения больных, закрытость медицинских учреждений, появление современных гаджетов, отвлекающих детей от творческих занятий и многое другое. Но вопреки всем сложностям, творческая терапия стала важной и неотъемлемой частью жизни детей и взрослых в онкологических отделениях.

«Утром дети делают процедуры. Это может быть больно и страшно. Сама „химия“ не болезненная, но побочные эффекты часто неприятные. Лучшая часть дня — время после тихого часа. В это время проходят творческие занятия, можно поиграть с друзьями в настольные игры, пошалить с клоуном или игротерапевтом. Раньше мы имели дело с тем, что дети не знали своих соседей по палате. Сейчас же они дружат и общаются. Это действительно важно! Мы за то, чтобы дети осваивали новые для себя творческие техники. Время в больнице не должно проходит напрасно!», — отмечает Ирина Гордеева.

«Для меня приход волонтеров в больницу — маленький праздник, потому что когда я прохожу мимо детишек, которые занимаются лепкой или рисуют, я радуюсь: во-первых, за людей, которые нашли время прийти и помочь другим, а во-вторых за то, что дети чем-то занимаются. Лежать просто так на койке, с капельницами, крайне неприятно и скучно, ребенок просто теряет связь с реальностью, но, когда ребенок чем-то занимается, то возвращается к нормальной жизни и проводит время с пользой», — комментирует Дмитрий Васильевич Нисиченко, старший научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н. Н. Блохина.

На прощание, перед выпиской, сотрудники и волонтеры онкологического отделения советуют ребятам забыть все плохие воспоминания, связанные с больницей. Но творческая терапия к таковым не относится. Очень часто именно эти занятия становятся началом чего-то большего: кто-то записывается на класс гитары, кто-то — в художественную школу, другие решают связать свою жизнь с благотворительностью и сами становятся волонтерами.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы