Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Зазнайка или скромник: психологи рассказали, как формируется детская самооценка

23 октября 2019 года

Зазнайка или скромник: психологи рассказали, как формируется детская самооценка

Здоровая самооценка — важный компонент гармоничной и счастливой жизни. То, как мы относимся к себе, во многом зависит от взрослых, которые нас окружали в детстве. Как вести себя родителям, чтобы не навредить малышу? Как помочь ребенку в себя поверить? Об этом рассказывает психолог семейного центра «Берегиня» Елена Жаркова.

Елена, в каком возрасте у ребенка начинает формироваться самооценка?

— Уже в шесть лет маленький человек становится более самостоятельным, независимым от взрослого. Расширяются и усложняются его отношения с окружающими. Именно в этом возрасте у ребенка активно развивается самооценка.

Как помочь маленькому ребенку повысить самооценку?

— Важно хвалить ребенка с первых лет, предлагать игры, в которых он почувствует себя лидером. Например, родители могут поиграть с детьми в игру «Мое отражение». Один участник показывает какое-либо движение, настроение, мимику. Задача «отражения» — все точно повторить. Интересными и полезными будут образно-ролевые игры, в которых ребенок может примерить на себя любой образ. В игре «Кто как ходит» нужно изобразить ту или иную походку. Например, как ходит человек по раскаленному песку или по скользкому льду, солдат или балерина, крадущийся человек или человек, у которого неудобная обувь. Или изобразить различных животных, виды спорта. Приучайте ребенка действовать. Например, он хочет купить в магазине сладости. Предложите совершить покупку самостоятельно. Обсудите, как он это сделает, как попросит продавца.

Что или кто может повлиять на уровень самооценки ребенка, например, будущего первоклассника?

— Шестилетка смотрит на то, как оценивают его взрослые. Поэтому очень важно, чтобы они были тактичными, умели похвалить и вдохновить. Старайтесь не высказываться негативно, не обесценивать маленькие победы малыша. В школе очень важна роль педагога. Неудачи в учебе сильно бьют по самооценке.

Уровень самооценки влияет на поведение ребенка?

— Конечно. Высокая самооценка поможет малышу чувствовать себя в коллективе сверстников увереннее, смелее, активнее проявлять свои интересы, способности, ставить перед собой цели. А вот завышенная может стать причиной высокомерия, агрессивности.

Чем самооценка отличается от самоценности? Это одинаковые понятия?

— Нет. Самоценность — это любовь к себе и принятие себя со всеми своими плюсами и минусами. Самооценка — это оценочное мнение о себе, о своей деятельности и поведении. Она не статична, а изменяется от возраста к возрасту.

Какие советы вы дали взрослым, у которых самооценка занижена?

— Можно попробовать прием позитивной аффирмации. Человек должен каждый день повторять себе положительные установки в стиле «Я достаточно сильна, чтобы добиться всего, чего хочу». Или как в известном фильме, «Я самая обаятельная и привлекательная». Это действительно работает. Можно написать свои успехи на листе бумаги или проговаривать их вслух перед сном. Это способствует развитию уверенности в себе. Интересно упражнение для матери и дочери. На двух плакатах «Я» и «Моя мама» написать положительные слова о себе и о своей дочери (и наоборот). Еще упражнение — опишите ситуации, в которых вам помогли другие люди (5-6 человек). Прочитайте, что получилось. Это также способствует повышению самооценки, так как наглядно демонстрирует вашу значимость для других.

Надо ли стремиться к повышению самооценки?

— Важно соблюдать баланс. Завышенная самооценка, как и заниженная, может привести к ряду проблем. Ребенок с завышенной самооценкой считает себя лучшим во всём. Ему жизненно важно быть лучше других, все привилегии должны принадлежать только ему, остальные никак не могут претендовать на внимание или поощрения. Если это не так — может бурно протестовать, вплоть до истерик. Лишь бы внимание было на его стороне. Конечно, психологически ему нелегко. Могут возникнуть трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Мало кому захочется быть всё время в тени. Во взрослом возрасте проблем с завышенной самооценкой не меньше. Терпеть пренебрежительное отношение к себе в обществе не будут. Вследствие этого начинаются конфликты, причем во всех жизненно важных сферах — семья, учёба, работа. Постепенно человек оказывается в изоляции, что может привести даже к депрессии и психическим расстройствам.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми, Подростки

Новости по теме