Наталья Городиская — мама 14 детей, лишь двое из которых кровные. Шестеро ребят из ее большой семьи уже закончили учебу и живут самостоятельно. Женщина поделилась секретами, как помочь приемным детям освоиться в школе.

— Какие проблемы возникают у приемных детей в школе?

— Дети с трудом привыкают к новым требованиям, одноклассникам, учителям. Из-за стресса они не успевают за школьной программой, замыкаются, становятся агрессивными, непослушными.

— Как преподаватели реагируют на такое поведение ребенка?

— Многие приемные семьи отмечают, что у них возникают конфликты с педагогом. Свое нежелание иметь в классе «неудобного» ребенка учителя списывают на его детдомовское прошлое. Бывает и так, что педагог входит в положение семьи, пытается помочь ребенку. Многое здесь зависит от родителей.

— Как помочь ребенку привыкнуть к школе, если он появился в семье недавно?

— Ребенку вдвое тяжело в такой период. Для начала ему нужно привыкнуть к новой семье. Не стоит сразу требовать от малыша хорошей успеваемости. Родителям нужно обсудить ситуацию с педагогом, заручиться его поддержкой. Я поступала именно так, когда переводила в другую школу наших приемных подростков. Встречалась с каждым классным руководителем, объясняла ситуацию. Только так можно помочь ребенку справиться с трудностями. Старайтесь обращать внимание на хорошее, радоваться любым успехам малыша, не заострять внимание на неудачах.

— Как заставить ребенка выполнять домашнее задание, если он отказывается?

— Не кричите на детей, так вы ничего хорошего не добьетесь. Покажите ребенку последствия его действий, порассуждайте с ним вместе, к чему это может привести. Но обязательно доброжелательно и с участием. Расскажите, какое будущее его ждет, если он не будет учиться. Пусть малыш почувствует ответственность, поймет, что его будущее в его руках.

— Вам этот метод помог?

— Да, был момент, когда в течение года мы приняли в свою семью пятерых подростков. Я не могла заставить взрослых парней хорошо учиться и постоянно делать домашние задания. Решила серьезно поговорить. Объяснила, что без образования у них не будет профессии, они не смогут хорошо зарабатывать. Ваня не построит свой дом, как мечтает. Артем не станет автомехаником. Но я утешила ребят, что они всегда смогут пойти копать огороды и красить заборы за деньги, работать пастухами, помогать мне с младшими детьми. Я говорила совершенно серьезно, они мне поверили. Мои выросшие сыновья до сих пор помнят, как ярко они себе тогда это представили. Все они потом поступили в колледжи. А Ваня после строительного колледжа поступил в вуз сам, без льгот и привилегий.

— Что делать, если ребенок отстает в развитии и не готов даже к начальной школе?

— Не стоит торопиться, все дети разные. Наша дочь Настя в семье с трех лет, девочка со сложным прошлым. Заговорила только к шести годам. Занимались со специалистами, но особого прогресса не было. Нам пророчили коррекционную школу. Специалист-психолог посоветовала не отдавать девочку на учебу с 7 лет, дать еще год, чтобы догнать ровесников. Мы упорно занимались, теперь малышка не отстает и отлично учится. Занимается в музыкальной школе фольклором, солистка. Не бойтесь обращаться к специалистам, если вам трудно и сложно.

Справка:
Раз в месяц приемные родители, опекуны, усыновители и те, кто только собирается ими стать, могут встретиться в «Кафе замещающих семей в Замке на Скорняжном». Встречи проходят по адресу: Скорняжный переулок, 4. Телефон для связи: 8 (495) 607-03-24. Следующее мероприятие состоится 28 сентября. Тема беседы — школьные проблемы приемных детей.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы