В этом году стартовал проект при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения Москвы «КОД твоей безопасности 2.0». В двух сменах проекта приняли участие более тысячи подростков. Занятия проходили в 12 специально оборудованных помещениях в семейных центрах Москвы. По словам организаторов, проект поможет создать культуру безопасного поведения у ребят. Подробнее об этом рассказала психолог семейного центра «Печатники» Ольга Апалькова.

— Как расшифровывается название проекта, почему КОД?

— К — контролируй обстановку, О — оценивай риски, Д — действуй правильно и быстро. Уже первый шаг — контролируй обстановку — предполагает работу с эмоциями, способность вычленять и дифференцировать их.

— Чему учатся ребята на этом проекте?

— У каждого ребенка был свой личный дневник-тренажёр с практическими заданиями — селф-чеками. Выполняя их, дети тренировали разнообразные способности: память, внимание, скорость реакции, логику. Эти дневники ребята получили в подарок, чтобы они и дома могли прокачивать свои умения и навыки. Много занятий посвящено развитию эмоционального интеллекта, распознаванию и противостоянию токсичным людям. Большой плюс программы, что нашим детям начали рассказывать, что такое эмоциональный интеллект. Ведь когда он хорошо развит, человек становится успешным в жизни.

— Что такое эмоциональный интеллект?

— Это набор способностей, связанных с распознаванием эмоций и управлением ими. Тему эмоционального интеллекта активно обсуждают 20 последних лет. Он влияет на то, как мы выстраиваем отношения с другими людьми. Навыки, способствующие его развитию — это самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия.

— Его можно развивать?

— Да, конечно. Можно делать это через специальные упражнения. Важно научиться наблюдать за людьми, сочувствовать им, ставить себя на их место, распознавать их эмоции. Этому посвящено два больших тематических модуля нашего проекта — «Управление собой» и «Я и другие». Они очень тесно затрагивали тему эмоций и эмоционального интеллекта. Четыре занятия ребята учились понимать свои эмоции и чувства, а также распознавали их у других людей. Тренировки проходили с помощью веера эмоций и «Колеса Плутчика». Например, мы показывали им отрывки из популярных фильмов, где актеры проявляли определенные эмоции, а ребятам нужно было распознать их.

— Сколько всего было тематических блоков на проекте?

— Всего четыре: «Управление собой», «Я и Мир», «Я и Другие» и «Я и Интернет». В блоке «Я и Мир» ребенок получает системное представление о причинно-следственных связях опасностей и их последствиях, узнает о жизнесберегающих технологиях, тренирует скорость реакции. В блоке «Я и Интернет» ребята учатся общению в интернет-среде, изучают особенности киберугроз и способы их распознавать.

— В чем уникальность проекта «КОД твоей безопасности 2.0»?

— Работа с эмоциональным интеллектом в таком объеме никогда не давалась в детских обучающих программах. Это понятие больше обсуждали взрослые, на тренингах о лидерстве и успешной карьере.

— Почему эмоциональный интеллект важен не только для взрослых, но и для подростков?

— Эмоциональный интеллект нужен детям для того чтобы понимать свои эмоции и эмоции окружающих, управлять ими. Он помогает не поддаваться панике, вовремя сконцентрироваться, сосредоточиться и двигаться к намеченной цели. От уровня эмоционального интеллекта зависит, сможет ли человек вовремя поддержать своих близких, оказать помощь.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы