Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Принцесса или маленькая разбойница: 5 секретов воспитания дочерей

12 октября 2025 года

Принцесса или маленькая разбойница: 5 секретов воспитания дочерей

К Международному дню девочек, который отмечается 11 октября, Светлана Самохина, психолог Центра для детей-сирот «Центральный» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, рассказала, должно ли воспитание девочки отличаться от воспитания мальчика и какими правилами руководствоваться, если в семье растет дочь.

По словам Светланы Самохиной, у воспитания девочек действительно есть свои особенности, но дело вовсе не в стереотипах или «слабости», а в нюансах развития женской психики.

«В отличие от мальчиков, девочки раньше достигают эмоционального развития и более чутко воспринимают мнение окружающих. Именно поэтому нужны особые инструменты для формирования их здоровой самооценки. Задача родителя  вырастить уверенного в себе человека, не ограничивая его общепринятыми шаблонами», — отметила психолог.

Адекватная самооценк

Научите дочь доверять собственным ощущениям. Девочки часто ищут внешнее подтверждение своей ценности: «Я красивая?», «Я умная?», «Я делаю правильно?» Вместо того чтобы давать готовые ответы, помогите ребёнку самостоятельно их находить.

Если дочку расстроило чужое мнение, не торопитесь утешать фразами «Все хорошо» или «Не слушай их». Такой подход создает зависимость уже от вашей оценки. Лучше помогите девочке разобраться в собственных ощущениях и выводах.

«Ко мне обратилась коллега, ее 9-летняя дочь любит писать абстрактные пейзажи, но часто слышит критику рисунки странные и не похожи на реальность. Девочку это сильно расстраивало. Я посоветовала задать дочери вопросы: „Как ты сама относишься к своему рисунку?“ или „Расскажи, что тебе в нем нравится?“ Так девочка сможет не ориентироваться на чужое мнение и будет учиться различать свои цели и чужие ожидания, сохраняя уверенность в творческом самовыражении», — поделилась опытом Светлана Самохина.

Вот еще несколько примеров того, как работать с самооценкой девочки:

  • Вместо ответа «Все хорошо» спрашивайте: «А как ты сама думаешь?»
  • Научите различать факты и мнения: «Это чужое мнение, но главный эксперт по тебе — это ты».
  • Поощряйте самоанализ: «Что понравилось в том, как ты поступила?»
  • Формируйте привычку к самооценке: «Довольна ли ты результатом своей работы?»

Самостоятельность и ответственность

Дочери в семье часто растут в атмосфере гиперопеки. Родители решают за них, с кем дружить и что носить. Между тем в 5–7 лет девочка уже сама может определить, что надеть и какую книгу почитать. В 8–12 лет  выбрать кружок или то, на что потратить карманные деньги. А в 13–16 лет быть самостоятельной в выборе предметов для углубленного изучения и дружеской компании. Формула здоровой самостоятельности, по мнению психолога: выбор — за ребенком, поддержка — за родителем.

Независимость от чужого мнения

Девочки особенно чувствительны к одобрению окружающих и могут воспринимать любую критику как руководство к действию. Важно научить дочь различать полезную обратную связь: чужое мнение — это информация к размышлению, а не инструкция.

«Объясните, что мнения бывают разные: одни помогают нам расти и становиться лучше, другие просто отражают взгляды говорящего. Не все комментарии требуют немедленной реакции или изменения поведения», — подчеркнула Светлана Самохина.

Своим примером показывайте, что вы учитываете чужие мнения, но не подчиняетесь им. Обсуждайте, какие отзывы стоит учесть, а какие можно просто принять к сведению.

Умение говорить «нет»

Девочек часто учат быть удобными: не расстраивать других, всем помогать, не отказывать. В результате вырастают женщины с размытыми личными границами, не умеющие говорить «нет».

«Девочка должна знать: „нет“  это ответ, не требующий объяснений, а ее собственные желания важны не меньше чужих. Чтобы закрепить такое понимание, можно проводить своеобразные тренировки. Например, каждый день находить одну ситуацию, где можно сказать „нет“ без чувства вины. Начиная с мелочей: „Нет, я не буду делится своими вещами“ или „Нет, я не хочу играть в эту игру“», — посоветовала психолог «Центрального».

Развитие без стереотипов

Вокруг женских способностей по-прежнему сохраняются стереотипы: девочки плохо разбираются в математике, техника не для них... Чтобы не загонять ребенка в рамки и не загубить на корню интересы, не делите увлечения на мальчишеские и девчачьи. Если дочь интересуется чем-то «мужским», например, автомобилями, расскажите об известных женщинах в этой сфере. Если выбирает «женские» занятия — покажите их профессиональную ценность.

«Главный секрет воспитания — не растить из дочери принцессу или разбойницу, в ребенке необходимо видеть личность. Принцесса ждет, когда ее спасут. Разбойница берет силой то, что хочет. А здоровая личность умеет договариваться, защищать себя словами, строить отношения на равных», — подытожила Светлана Самохина.

На заметку

Узнать больше о работе столичных органов опеки и попечительства, жизни центров содействия семейному воспитанию можно на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники центров для детей-сирот и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме