22 июля 2025 года

Чтение — важный развивающий инструмент, но многие не знают, что чтение «про себя» и чтение вслух — это принципиально разные процессы для развития речевого аппарата и мозга. Учитель-дефектолог центра реабилитации и образования № 7 Олеся Тихонова объяснила различия и рассказала, на что влияет практика произношения прочитанного.
«Когда читаем „про себя“, основной акцент делается на зрительное восприятие информации. Мозг обрабатывает текст, переводя его в мысленные образы и ассоциации, но при этом речевые мышцы остаются пассивными. Это похоже на внутренний монолог, где звуки речи не материализуются и не подвергаются контролю со стороны артикуляционных органов. А чтение вслух активизирует речевую мускулатуру, отвечающую за артикуляцию, включая губы, язык, зубы и мягкое нёбо. Каждое произнесённое слово требует точного управления этими мышцами, что тренирует их гибкость и силу. Также активизируется дыхательная система, включается в работу диафрагма», — пояснила специалист.
К важным различиям она также добавила задействование других мозговых зон. При такой языковой практике мозг обрабатывает звуковые сигналы, стимулирует ассоциативные связи, укрепляет нейронные связи. Можно «усложнить задачу», посадить перед ребёнком зрителей. Тогда воспроизведение текста с выражением будет способствовать формированию эмоционального интеллекта, учить адекватно передавать свои чувства и понимать чувства окружающих. Это важный элемент развития коммуникации, тем более для детей с особыми потребностями, которым требуется дополнительная поддержка в области речи и самовыражения.
«Когда ребёнок видит обратную реакцию зрителей и слушателей, то уверенность в собственных силах и возможностях растёт. Он понимает, что его слышат, слушают, что значим для коллектива. Занятия в нашем центре, направленные на чтение вслух, становятся мощным инструментом реабилитации и развития, помогая детям не только преодолеть речевые барьеры, но и раскрыть свой творческий потенциал и уверенность в общении», — отметила Олеся Тихонова.
Помимо тренировки мышц, дыхания и развития коммуникации, чтение вслух помогает ставить интонацию и экспрессию. Чтобы сделать речь более живой и убедительной, логопеды и педагоги учат, как использовать паузы, изменять громкость и тембр голоса. Также, по словам специалиста, регулярная практика чтения вслух помогает преодолеть проблемы с артикуляцией, такие как шепелявость, картавость, заикание.
Ребёнок надевает наушники, в которых звучит музыка, а специалисты центра просят его произносить текст вслух. Происходит разрыв привычной связи между речью и её восприятием: ребенок себя не слышит и, благодаря такому способу, концентрируется на содержании книги, отвлекаясь от страха говорить публично.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы