19 июня 2024 года
Специалисты службы медиации в столичных семейных центрах ежедневно помогают семьям разрешать конфликты и договариваться в сложных ситуациях. Ольга Теслина, медиатор семейного центра «Планета Семьи» поделилась личным опытом и рассказала, какие вопросы решают специалисты и как научиться договариваться в споре.
Когда люди находятся в ситуации конфликта, часто требуется посредник, который поможет найти компромисс. Именно здесь весьма актуальной может быть медиация — процесс, в ходе которого стороны при участии нейтрального посредника ищут взаимопонимание и приходят к взаимовыгодному решению проблемы. Услугу медиации можно получить бесплатно в столичных семейных центрах.
Какие конфликты решает медиатор
В процессе медиации обсуждаются вопросы, связанные с разводом, разделом имущества, алиментами на содержание детей, жилищные споры или семейные разногласия на темы здоровья, образования, культурных взглядов и подходов в воспитании детей.
«Для того чтобы быть успешным медиатором, необходимо иметь навыки постановки вопросов, осознавать и контролировать свои предубеждения и быть способным оставаться нейтральным и объективным во всех ситуациях. Специалист также должен быть гибким и уметь адаптироваться к разным стилям общения и поведения, чтобы стороны смогли преодолеть разногласия и найти общий язык», — рассказала Ольга Теслина, медиатор семейного центра «Планета Семьи».
В целом, работа медиатора требует специальных навыков, знаний и опыта. Это процесс, где необходимы терпение, понимание и профессионализм. При правильном подходе результат может быть полезным на долгое время для всех сторон, участвующих в конфликте.
Ход медиации
«При поддержке посредника участники конструктивно высказывают свои мысли и чувства, а также выслушивают точку зрения оппонента. Благодаря этому происходит не только обмен информацией, но и формирование уважения к собеседнику, его эмоциям и доводам», — пояснила Ольга Теслина.
Именно поэтому первый шаг в урегулировании конфликта — это прояснение позиций обеих сторон. Важно выслушать каждого участника, понять их истинные мотивы, потребности и ожидания. Задавая вопросы о том, что стало причиной разногласий и какие эмоции испытывают люди, медиатор выявляет корень проблемы, чтобы начать работу над ее решением.
Далее при поддержке специалиста участники находят в ситуации единые интересы и цели, которые могут стать основой для дальнейшего сотрудничества. На профессиональном языке это называется «формирование общей повестки дня».
Следующий этап — обсуждение того, что может получить каждая из сторон в результате разрешения конфликта и на какие компромиссы они готовы пойти. Медиатор содействует в поиске взаимовыгодных решений, учитывая потребности и интересы каждого.
«Благодаря гибкости процесса медиации, стороны имеют возможность самостоятельно предлагать варианты и находить компромиссы. Как и в начале, на этом этапе медиатор также поддерживает участников в формате конструктивного диалога и, являясь ведущим процедуры, способствует поиску взаимовыгодных решений», — добавила медиатор.
На заключительном этапе специалист предлагает участникам разработать пошаговый план по урегулированию конфликта. Он включает в себя конкретные действия, сроки, а также критерии, по которым можно оценить достигнут ли результат.
Этот алгоритм семьи смогут использовать в дальнейшем, если у них возникнут какие-либо разногласия.
«Роковое» яблоко раздора
«Однажды мне довелось участвовать в разрешении конфликта между подростком и его матерью, которые не могли договориться о громкости музыки по вечерам», — отметила Ольга Теслина.
На индивидуальных встречах с обеими сторонами медиатор выслушала их видение ситуации и претензии друг к другу. В процессе беседы с мальчиком-подростком выяснилось, что в средней школе он полюбил слушать рок-музыку, и именно мама своим примером развила в нем это увлечение. В прошлом она сама была яркой представительницей рок-движения среди молодежи. Но, к удивлению Андрея, мама почему-то не оценила увлечение сына, а только и делала, что ругалась и просила выключить музыку.
Женщина же рассказала, что действительно была активным фанатом рока в прошлом, но сейчас не готова к ежедневным концертам. Она устает на работе и хочет по вечерам побыть в тишине.
Медиатору понадобилось 4 встречи, чтобы найти решение, которое удовлетворило обе стороны. Мама и сын заключили договор, когда можно слушать громкую музыку, а когда лучше воздержаться от этого. Благодаря тому, что они нашли общий язык и пришли к взаимопониманию, конфликт был успешно разрешен. Это отразилось на их отношениях: близкие начали общаться между собой более открыто и дружелюбно. Благодаря приобретенному опыту обсуждения проблемы и поиска решения Андрей вместе с мамой научились выходить из конфликтной ситуации не только с при поддержке посредника, но и самостоятельно. В завершении работы стороны даже задумались о совместном посещении концерта.
«Медиативный подход создает долгосрочные отношения между близкими, основанные на взаимопонимании и уважении. При самостоятельном поиске решения, участники чувствуют себя более уверенными и готовыми к сотрудничеству в будущем. Это предотвратит возникновение новых конфликтов», — заключила Ольга Теслина.
На портале «Мой семейный центр» работает сервис «Поможем договориться мирно», где размещена подробная информация о процедуре медиации с возможностью записи в ближайший семейный центр.
Справочно
Для поддержки московских семей работают 19 городских организаций помощи родителям с детьми: 16 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую поддержку семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы