14 июня 2024 года
Социальная служба в московских больницах с 2021 года помогает не только пациентам, но и врачам. Накануне дня медицинского работника рассказываем, как изменилась работа медиков с приходом в больницы социальной службы.
Выявить потребность пациента в социальной помощи — главная задача социальной службы в больницах. Трудная жизненная ситуация, потеря навыков самообслуживания, тревожные состояния — в любом случае специалисты придут на помощь. Раньше все немедицинские вопросы пациентов ложились на плечи медперсонала, сейчас ими занимаются социальные координаторы.
«Работа врачей с появлением социальных координаторов в корне поменялась, ведь всю социальную работу с пациентами они взяли на себя. С нас сняли большую непрофильную нагрузку, и сейчас мы уже не можем представить, как справлялись без соцслужбы раньше. Теперь мы спокойно занимаемся только своими прямыми обязанностями — лечим пациентов, не отвлекаясь на непрофильные вопросы», — поделилась Ольга Любшина, заведующая отделением неврологии городской больницы им. В.В. Вересаева.
В основе работы социальных координаторов в больницах лежит проактивный подход. Специалисты не только откликаются на запросы врачей, но также самостоятельно находят пациентов, которым требуется поддержка. Особенно в заботе нуждаются пожилые одинокие горожане и маломобильные пациенты. Специалисты оказывают комплексное социальное сопровождение во время госпитализации и заранее заботятся о решении тех вопросов, с которыми могут столкнуться люди после выписки.
«Врачи сталкивались со сложными случаями, когда после медицинского лечения пациента некуда было выписывать. Например, если речь шла о бездомных. Своими силами они искали приюты, ведь нельзя оставить человека на улице. Бывало такое, что некоторые люди могли долго оставаться в больнице. Сейчас каждому пациенту без прописки мы оперативно помогаем разместиться в центре социальной адаптации. А одиноким пожилым людям — помогаем оформить надомное или стационарное социальное обслуживание ещё до выписки. Также занимаемся поиском родственников, помогаем восстановить утерянные контакты с семьей. Сообщаем о местонахождении человека, сопровождаем», — отметила социальный координатор городской больницы им. В.В. Вересаева Елена Торчинская.
Уже в больнице социальные координаторы начинают оформление социального обслуживания на дому, чтобы сразу после выписки у одиноких пациентов были организованы помощь и дополнительный надзор. Ведь раньше в растерянности одинокие пациенты просто снова вызывали скорую медицинскую помощь.
«Однажды со стройки привезли молодого парня, который упал с высоты и не мог ходить. У него совершенно не оказалось родных и близких, а человек нуждался в уходе. Мужчина был в отчаянии, ведь ситуация казалась ему безвыходной. Мы предложили оформить путёвку в стационарное социальное учреждение, где он мог получить качественный послебольничный уход и возможность восстановиться. К счастью, со временем он полностью восстановился. Мужчина был безмерно благодарен своевременной помощи», — рассказала Елена Торчинская.
Социальные координаторы всегда помогут пациентам и их родственникам в трудностях, связанных с выпиской. Часто люди пугаются, что не смогут правильно ухаживать за лежачим родным, боятся навредить, сомневаются в своих силах. Психологи службы помогают родственникам успокоиться, а социальные координаторы объясняют, куда обратиться за помощью, где можно научиться ухаживать за маломобильными людьми. Например, дают направление на обучение в Симуляционном центре.
«Иногда родственники боятся забрать домой своего близкого, который после заболевания потерял способность передвигаться самостоятельно. Они не знают, как ухаживать за родным человеком, боятся навредить ему. Ищут учреждения с хорошим оборудованием и профессиональным обслуживанием, где могут позаботиться о пациенте после выписки. Родственники думают, что там ему будет комфортнее. Но человеку всегда лучше с родными, и мы искренне радуемся, когда пациенты возвращаются домой», — добавила социальный координатор.
Социальные координаторы помогают пациентам воспользоваться новым сервисом в электронной медицинской карте — «Госпитализация». В этом разделе пациенты и их близкие могут следить за ходом лечения, видеть результаты исследований и анализов, отслеживать динамику выздоровления. Имея всю информацию, пациент легко сможет общаться с лечащим врачом и задавать ему вопросы.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы