Фотогалерея
Видеть и использовать возможности: в Москве прошла конференция «Компас социальной работы»
5 июня 2024 года
Накануне Дня социального работника в инновационном кластере «Ломоносов» прошла традиционная конференция «Компас социальной работы» — крупнейший форум, где встречаются руководители социальной сферы Москвы. Участники обсудили изменения городских социальных услуг и сервисов, высокие стандарты поддержки горожан, новые технологии, позволяющие сделать жизнь москвичей комфортной и безопасной.
Социальная сфера сопровождает москвичей с рождения, из года в год сохраняя высокие стандарты социальной поддержки, которой пользуется около 4,5 миллиона горожан. Город помогает семьям, детям-сиротам, горожанам старшего возраста, людям с инвалидностью и тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
«Сегодняшнее мероприятие посвящено работе, достижениям, вызовам, изменениям и возможностям в работе московской социальной сферы. В столице сформирована высочайшая культура социальной поддержки населения. Современному специалисту нашей сферы необходимо не только уметь работать в быстро меняющейся действительности, но и действовать на опережение. Убежден, изменения — это всегда возможности, а возможности нельзя упускать, их нужно использовать. Для этого мы должны активно и напряженно работать, опираясь на собственный профессиональный опыт, поддержку коллег и технологии. Это позволит социальной защите выполнять самые амбициозные задачи, отвечать актуальным запросам горожан, оказывать быструю и эффективную помощь», — отметил в своей приветственной речи руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Евгений Стружак.
Главные цифры от первых лиц
Топ-спикеры конференции — заместители руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы — представили ключевые проекты по своим направлениям. Эксперты рассказали об опыте создания и развития городских проектов: центра «Профессии будущего», службы ранней помощи, «Школы родственного ухода», «Московского долголетия», «Социального казначейства» — и показали, как меняется социальная защита в Москве.
«Перед каждым из нас ежедневно возникают определенные задачи и вызовы. И порой, выполняя свою работу, мы настолько погружаемся в процесс, что начинаем забывать о нашей общей цели и призвании — помощи людям. Мы часто говорим о том, что социальная поддержка должна быть проактивной, адресной и бесшовной, что именно этого хотят современные москвичи. Обеспечить такую помощь можно только в том случае, если все мы станем единой командой, если каждый из нас будет помнить о картине в целом, о том, что всё, что мы делаем, мы делаем ради людей и для людей. Такие мероприятия, как конференция „Компас социальной работы“, призваны напомнить участникам, сотрудникам системы социальной защиты, о том, что в центре нашей работы всегда остается человек, а каждый из нас — часть большой помогающей системы Департамента добрых дел», — отметила заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Оксана Шалыгина.
Гибкие условия трудоустройства
Кадровый дефицит стал главным вызовом столичного рынка труда в 2023–2024 годах, и если раньше главными клиентами службы занятости были безработные горожане и люди в поиске работы, то сейчас вектор сместился на помощь компаниям в подборе профессиональных кадров для их команд.
Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Александра Александрова подчеркнула: уверенные позиции соискателя на рынке труда формируют качественно новые запросы к месту будущей работы. Работодатели, в свою очередь, готовы на гибкие предложения о сотрудничестве, например: удаленная работа или частичная занятость, фриланс, специальные условия для сотрудников с детьми или в возрасте 50+. Люди выбирают не вакансию из имеющихся, а делают выбор, исходя из своего образа жизни.
Новая стратегия поддержки столичного рынка труда включает привлечение в экономику мегаполиса квалифицированных кадров, быстрое практическое обучение молодежи и взрослых навыкам и технологиям. Для этого в Москве открылся центр инновационных кадровых сервисов «Профессии будущего», в котором горожане могут освоить 75 востребованных профессий в различных отраслях экономики, от промышленности и транспорта до информационных технологий и креативной индустрии.
«Город инвестирует существенные ресурсы в человеческий капитал. У москвичей и людей из других регионов появилась возможность быстро обучиться востребованной профессии и так же быстро найти работу. Тренд на среднее профессиональное образование также развивается в столице. Трудоустройство в рабочих профессиях гарантирует стабильный предсказуемый достаток, перспективы карьерного роста и высокого дохода», — рассказала Александрова.
Она также отметила, что служба занятости использовала изменения как возможности. Изучение трендов, аналитика позволили за короткий период сформулировать новую стратегию поддержки москвичей и столичных компаний в быстро меняющихся условиях рынка труда и добиться успеха.
Возможности для людей с особенностями здоровья
Сегодня в столице проживает 945 тысяч человек с инвалидностью, из них 54 тысячи — дети. В городе работают 10 реабилитационных и 8 реабилитационно-образовательных центров, ресурсный центр для людей с инвалидностью, а также сеть Московского городского центра реабилитации. В этих учреждениях ежегодно оказывается более 53 тысяч курсов комплексной реабилитации.
Как отметил заместитель руководителя Департамента Алексей Володин, за этими большими цифрами стоит труд сотрудников социальной защиты — воспитателей, педагогов, реабилитологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, которые используют проактивный подход, формируют и внедряют современные подходы и новейшие технологии.
«Наша цель — поддержать и вдохновить человека с инвалидностью, чтобы он прожил яркую и насыщенную жизнь. Важно поверить в человека, который обратился к нам за помощью, чтобы он сам был замотивирован и поверил в свои силы — в успех реабилитации. На состояние и здоровье человека влияют прежде всего не оборудование и современные технологии, а комплексная выстроенная система реабилитации на основе эмпатии и теплой поддержки. Для многих из нас ежедневный труд — это призвание, которое точно нельзя назвать работой. У нас одни ценности, взгляды и желание быть полезными городу и москвичам. Случайных людей в нашей отрасли нет. Вместе с командой единомышленников мы делаем наш любимый город еще лучше, доступнее и удобнее для всех нас», — отметил Володин.
Новый подход к назначению мер социальной поддержки
Заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Екатерина Логачева рассказала о реализации нового подхода к назначению мер соцподдержки, благодаря которому жителям Москвы стало проще и удобнее получать выплаты, льготы и пособия.
«Современный темп развития социальной сферы диктует новый уровень взаимодействия с москвичами. Сегодня в Москве открылся и функционирует единый центр обработки заявок на оказание мер социальной поддержки, поступающих через электронные сервисы и клиентские офисы, — „Социальное казначейство“. Цифровая трансформация сервисов позволит упростить порядок получения социальной поддержки и сократить сроки принятия решений. Мы не стоим на месте, а впереди еще много продуктивной работы», — подчеркнула Екатерина Логачева.
Адресность, цифровизация и стандартизация
Формулу успеха системы социального обслуживания на дому раскрыл заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Павел Келлер.
«Адресность, цифровизация и стандартизация позволяет нам сделать надомное обслуживание москвичей удобным и технологичным сервисом. Каждый этап получения помощи на дому стал максимально быстрым и комфортным. Оформить заявку на надомное обслуживание можно в режиме онлайн на портале mos.ru. Благодаря уникальной технологии функциональной диагностики формируется индивидуальный перечень социальных услуг, который автоматически отражается в специальном приложении на смартфоне социального работника, что позволяет социальной службе оптимально спланировать его рабочее время», — отметил Павел Келлер.
Благодаря введению цифровых инструментов в социальную работу в два раза сократился срок принятия решения о признании нуждающимся в социальном обслуживании. А дистанционные сервисы и новые стандарты социальных услуг позволили больше времени посвящать человеческому общению и помощи на дому.
Ответ на мировые тренды
Продолжительность жизни сегодня растет по всему миру. Москва вкладывает огромные ресурсы в сохранение здоровья и благополучия жителей старшего поколения. Крупнейший проект заботы о людях «серебряного» возраста — «Московское долголетие» — развивается в столице уже больше шести лет. Бесплатные занятия проводятся во всех районах Москвы, команда проекта формирует настоящую экосистему для старших граждан. За время работы проекта в различных активностях «Московского долголетия» принял участие почти каждый пятый житель города старшего возраста. Проект стал важным инструментом для улучшения качества жизни горожан и позволяет им сохранять активность и самостоятельность на протяжении многих лет.
«Эксперты, которые работают в системе долголетия, подтверждают, что сейчас происходит так называемая инфляция возраста. Показатели здоровья современного человека в возрасте 70, 75, 80 лет гораздо лучше, чем у его сверстников, живших в прошлом столетии. Это происходит благодаря достижениям науки, современным медицинским технологиям. В наших силах сделать жизнь горожан насыщенной, комфортной и безопасной. Мы предлагаем москвичам старшего поколения интересный досуг, образовательные программы и те сервисы, которые они могут порекомендовать своим друзьям, соседям и близким», — рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Владимир Филиппов.
Искусство социальных технологий
Интерактивные площадки, демонстрирующие современные технологии социальной защиты, соединили искусственный интеллект, виртуальную реальность и робостанции. Участники конференции смогли примерить на себя профессии с помощью технологий VR, погрузиться в анатомию человека, протестировать методы нейрореабилитации. Активности на площадках позволили убедиться, насколько открыта и современна система социальной защиты.
Еще одним подарком для гостей конференции стало выступление дирижера Большого театра Айрата Кашаева. На примере работы с оркестром маэстро рассказал о лидерстве, взаимодействии с творческим коллективом. По его словам, изменения в жизни стоит воспринимать как шанс сделать ее более яркой и осмысленной, изменения — это новые вызовы и трудности, но вместе с тем и новые возможности. В финале конференции прозвучал камерный оркестр, который исполнил известный музыкальный цикл Антонио Вивальди «Времена года».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы