8 июня 2023 года
8 июня в России отмечается День социального работника. Сотрудники столичной соцзащиты пришли в профессию, чтобы помогать другим, делиться душевным теплом и заботиться о тех, кто в этом нуждается. Сегодня рассказываем о людях, которые посвятили свою жизнь воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, — о педагогах центров содействия семейному воспитанию.
Воспитатель Центра «Вертикаль» Татьяна Ковальчук почти 40 лет карьеры посвятила детям, лишившимся родительской заботы. Юной выпускницей педучилища пришла воспитателем и учителем начальных классов в школу-интернат для детей-сирот (ныне это Центр содействия семейному воспитанию «Вертикаль»). За годы педагогической деятельности Татьяна Ковальчук работала на разных должностях в учреждении для детей-сирот, а в 2011 году вернулась в «Вертикаль», где теперь трудится воспитателем в семейной группе. «За каждого воспитанника всегда переживаю, вместе преодолеваем все трудности и радуемся успехам, — говорит она. — Самое важное — знать, что выпускники живут полной жизнью, создают семьи, работают. И отрадно, что они никогда не забывают навестить и позвонить, всегда находят слова благодарности».
Специалиста по социальной работе Центра «Спутник» Светлану Шутилину в профессию привел судьбоносный случай. Экономист по образованию, долгое время работала в абсолютно других сферах, а потом круто изменила свою жизнь. Все началось с тренинга личностного роста, в рамках которого Светлане нужно было попробовать себя в социальном проекте. «С друзьями сначала занимались покраской детских площадок. Познакомились с сотрудниками, с ребятами. Стала приходить регулярно. Организовывала праздники, обучающие программы, знакомила детей с интересными людьми», − вспоминает специалист. Тогда же Светлана Шутилина стала наставницей для юной воспитанницы центра Оли.
Со временем благодаря изменениям в системе социальной защиты населения столицы большая часть детей-сирот обрела приемных родителей. Олю перевели в Центр «Спутник», следом за ней отправилась и Светлана. «Помню, ребята встретили меня у метро и поставили на скейтборд, взяли за руки и фактически вкатили в „Спутник“», − смеется она.
Как волонтер Светлана посещала центр четыре года. Потом осознала, что имеющихся знаний не хватает, и прошла обучение в Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, прошла программу переподготовки и освоила профессию «специалист по социальной работе». «И вот уже почти два года работаю в службе постинтернатного патроната. Помогаю выпускникам адаптироваться к взрослой жизни. Моей первой подопечной стала та самая Оля! У меня есть фото, где крошечная Олечка сидит у меня на коленях, а теперь, после ее совершеннолетия, уже как куратор помогала ей обустроиться в квартире, предоставленной городом», − рассказывает Светлана.
Василиса Гранухина − педагог дополнительного образования Центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда». «Меня, молодую студентку, пригласили в детский дом № 15 (ныне особый семейный центр „Дом Детей“) заниматься внедрением информационных технологий. Но тогда познакомилась директором Центра „Полярная звезда“, с этого началась моя удивительная история в этой организации», — вспоминает Василиса.
Как дизайнер стала педагогом дополнительного образования. «Получила дополнительное образование психолога и арт-терапевта, занимаюсь с детьми терапевтической живописью. Вместе с воспитанниками создаем декоративное и эстетическое оформление центра. Работа в социальной сфере для меня — это возможность дарить детям тепло, красоту и гармонию», — делится Василиса.
Наталья Борисова в Центре «Маяк» руководит службой комплексной помощи детям, куда входят и воспитатели, работающие с детьми в группах, и сотрудники, занимающиеся реабилитацией и социализацией воспитанников. «Еще в школе решила, что хочу работать с детьми. Сначала задумывалась о медицине, но выбор сделала в пользу педагогики, — вспоминает Наталья. — В социальной сфере чувствую себя абсолютно на своем месте».
Во время учебы Наталья устроилась воспитателем в детский сад, а потом узнала, что аналогичная вакансия открылась в доме ребенка № 19 (сейчас это Центр «Маяк»), и перешла туда. Получив диплом, стала работать логопедом.
В этом году у Натальи Борисовой профессиональный юбилей — двадцать лет, как она в «Маяке». «Когда стала заведующей структурным подразделением, изменилось только количество детей, с которыми работаю. А вот принцип — организовать работу с каждым на максимально высоком уровне — остался неизменным», — говорит она.
В социальной сфере немало династий: дети продолжают профессиональные традиции родителей и тоже выбирают работу, связанную с помощью людям. Но особенно сотрудники центров для детей-сирот гордятся, когда по их стопам идут выпускники. Валентина Семенова — бывшая воспитанница Центра имени Ю.В. Никулина. Окончив педагогический колледж, пришла в свой центр воспитателем. Сейчас трудится специалистом по социальной работе. «Всегда нравилось заботиться о младших, помогать воспитателям, так что вопросов о будущей профессии не возникало. Как педагог и мама уверена, что главное в жизни — это дети, их здоровье, счастье и самореализация. Нет большей радости, чем видеть, как наши ребята обретают семьи. Это самый важный момент в их жизнях, да и в моей тоже», — делится Валентина.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы