29 марта 2023 года
Дети с ограниченными возможностями здоровья активно осваивают современные технологии. В особых семейных центрах Москвы успешно применяют гаджеты в реабилитации ребят. В таком вопросе важна грамотная подготовка и правильно подобранный материал с учетом индивидуальных способностей ребенка. Подробнее об этом рассказывает специалист особого семейного центра им. Г.И. Россолимо Кира Женихова.
В особых семейных центрах проходят коррекционные и развивающие занятия для ребят с применением компьютерных игр. Такое времяпровождение стимулирует интерес детей к познавательной деятельности, развивает коммуникативные навыки и помогает в процессе социализации.
Кому подходит методика?
Использование компьютерных игр для реабилитации рекомендовано не всем детям. Их предлагают тем особым ребятам, у которых действие на экране вызывает интерес. Материалы подбираются под тему занятий, специалист исходит из уровня владения ребенком клавиатурой и компьютерной мышью, обязательно учитывает сложность игры.
Двенадцатилетняя Ольга не проявляла интерес к занятиям, только перебирала игрушки, которые лежали на столе. Учитель-дефектолог решила использовать компьютерную игру «Домашние животные и их детеныши». Сюжет включал тех зверей, фигуры которых девочка брала в руки.
Первый этап игры проходил методом «рука в руке», так как Оля пока не умела пользоваться мышкой. Спустя несколько занятий девочка заинтересовалась процессом, внимательно смотрела и слушала. Она начала более осмысленно выбирать предметы на столе: брала фигурку того животного, которого видела на мониторе, пыталась копировать их звуки. Таким образом, у ребенка включались в работу сразу три анализатора: слуховой, зрительный, двигательный.
После того как девочка освоилась, ей было необходимо не просто решить поставленную задачу, чтобы пройти игру, а использовать для этого достаточно сложные движения рукой и компьютерной мышью. Такие занятия развивают и пространственное восприятие, что помогает в улучшении навыков рисования и письма.
Возможные риски
Компьютерные игры позволяют поддерживать на высоком уровне познавательную активность на протяжении всего занятия. Но важно следить, не возникает ли у детей эмоционального перевозбуждения от яркой или слишком динамичной картинки, громких звуков или музыки. Иначе необходимо плавно переключить ребенка, например, на работу с пластилином или рисование.
Ситуация успеха
При правильно подобранной игре у ребенка получается выполнять задания и это благотворно влияет на его познавательные возможности, мотивирует на освоение новых навыков и умений.
Пятнадцатилетний Федор отказывался выполнять задания специалиста. При этом мальчик все время тянулся к ноутбуку, открывал его, нажимал на кнопки. Юноше подобрали обучающую игру, которая соответствовала изучаемой в тот момент теме — размер предметов (большой-средний-маленький). Используя гаджет, который ему так нравился, подросток быстро и легко усвоил материал.
«Через компьютерную игру и ее вымышленных героев легче строить коммуникацию с ребенком. Особенно если речь идет о детях с расстройствами аутистического спектра. Также это самый простой и действенный способ эффективно развивать абстрактное мышление», — пояснила учитель-дефектолог Кира Женихова.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы