26 января 2023 года
Дети с ментальными особенностями быстро утомляются и теряют концентрацию внимания. Правильно организованный распорядок дня — важное условие для их успешного развития. Как помочь семье выстроить режим для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассказывает учитель-дефектолог особого семейного центра «Роза ветров» Наталья Балыкина.
К специалистам особого семейного центра «Роза ветров» обратилась Арина, мама 12-летнего Степана. Она рассказала, что у сына во время новогодних каникул сбился режим. Подросток мало спал и чувствовал себя тревожно. В ходе беседы выяснилось, что дома не получалось соблюдать чёткий распорядок дня, к которому мальчик привык. Ему разрешали просыпаться ближе к обеду, поэтому вечером он не мог заснуть, был возбуждён.
Специалист порекомендовала семье способы восстановления режима дня Степана: за два часа до сна завершить все активные игры, предложить подростку более спокойное времяпрепровождение. Например, обнимать его, при этом проговаривая вслух десять ласковых слов.
Режим дня предусматривает предсказуемость событий и их четкий график. Для семьи, воспитывающей особого ребенка, в первую очередь важно укрепление его здоровья. Поэтому начать налаживать распорядок учитель-дефектолог Наталья Балыкина рекомендует с расписания сна и питания.
Достаточный сон и распределение приема пищи в течение дня положительно влияют на физическое развитие ребенка. В то время как несвоевременные сон или поздний ужин отрицательно сказываются на нервной системе: дети становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, капризничают.
В особых семейных центрах каждый ребенок имеет индивидуальный маршрут на день: кто-то утром ходит в школу, у кого-то уроки проходят в центре. Одни дети занимаются в студии рисования, другие — в керамической мастерской. Но у каждого весь день проходит по заранее установленному порядку. Такой системный подход учит ребенка организованности. Важно не нарушать его в выходные или праздничные дни, на каникулах или во время болезни.
В группах особого семейного центра ежедневно проходят занятия «Утренний круг». На коммуникативных досках с помощью карточек специалисты «проговаривают» с детьми последовательность действий: что было с утра, что происходит в данный момент, что будет после обеда и так далее. Дети выбирают карточки самостоятельно, расставляют их в нужном порядке, стрелочкой указывая на событие, которое происходит сейчас, а в течение дня перемещают стрелку дальше: занятие, прогулка, обед, дневной сон.
«Отсутствие дневного сна, замена прогулки играми, продолжительный просмотр мультфильмов, большое количество сладостей — все это может негативно сказаться на детском организме. Мы предлагаем родителям закреплять с детьми понятие режима дня. Совместно изготавливать визуальные карточки и использовать их дома, чтобы ребенок понимал очередность событий и следовал ей», — рассказывает Наталья Балыкина.
Режим дня, учитывающий индивидуальные особенности ребенка, позволяет чередовать различные виды деятельности. Для гармоничного физического и психологического состояния ребенка необходимы зарядка, регулярные перерывы и прогулки на свежем воздухе. Полноценный отдых, постоянный и последовательный режим дня способствуют гармоничному развитию детей.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы