16 января 2023 года
В Москве более 93% детей, оставшихся без родителей, воспитываются в замещающих семьях. Город оказывает всестороннюю поддержку и помощь, в том числе осуществляя ежемесячные выплаты на содержание таких детей.
Имущественные права детей защищены государством. Каждый год до 1 февраля опекуны и попечители предоставляют в органы социальной защиты отчет об использовании имущества подопечных. Рассказываем, как его подготовить.
Что относится к имуществу ребенка, сведения о котором необходимо включать в отчет?
В отчет вносятся сведения обо всем, что находится в собственности подопечного. Это может быть квартира или дом, земельный участок, автомобиль, доля в бизнесе, акции, вклады, приобретенная за его средства мебель и техника и т.д.
«Также в отчете отображаются сведения о доходах ребенка — пенсии по потере кормильца или инвалидности, алиментах, суммах на вкладах и процентах по ним, а также средства, выплачиваемые на содержание подопечного», − рассказала начальник Управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних столичного Департамента труда и социальной защиты населения Елена Зайцева.
Нужна ли какая-то предварительная подготовка к сдаче отчета?
В течение года нужно сохранять чеки на крупные покупки, если их стоимость превышает в два и более раз величину прожиточного минимума в стране. При ремонте за счет средств подопечного, его лечении, образовании, организации отдыха, потребуются все договоры, накладные и т.п.
Остальные расходы из средств, выделяемых городом на содержание ребенка, подтверждаются распиской опекуна в свободной форме.
Перед сдачей отчета нужно получить выписки за отчётный год по всем счетам и вкладам, открытым на имя подопечного, а также с отдельного номинального счета, на который поступают деньги на содержание ребенка.
«Я − приёмная мама с 2016 года и, соответственно, с 2017 года сдаю отчёт. Первый раз очень переживала, − вспоминает опекун Евгения. — Зачем-то тогда собрала чеки за продукты, они не потребовались. Специалисты помогли разложить все по полочкам. Начинающим опекунам могу посоветовать сделать конверты по видам трат. Например, мой мальчик занимается спортом − это покупка дорогостоящей формы, оплата выездных игр, взносы, и все чеки на эти расходы я кладу в отдельный конверт».
Может ли опекун тратить средства подопечного и как это отразить в отчете?
Кроме выплаты на содержание, алиментов и пенсии, у ребенка еще могут быть, например, доходы от сдачи жилья внаем. Сведения о них также вносятся в отчет. «У моей приемной дочери есть квартира, доставшаяся по наследству. Доходы от сдачи поступали на счет моей подопечной, каждый год я отражала это в отчете, подтверждая выпиской со счета. Сейчас дочь уже выросла и живет самостоятельно, а скопившаяся сумма очень пригодилась ей в начале взрослой жизни», − продолжает приемная мама.
Опекун может тратить эти средства, но только в интересах подопечного и с разрешения органов соцзащиты. Сведения о расходах также должны быть включены в отчет с приложением копий документов. «Одна из моих подопечных долгое время занималась в платном центре подготовки к ОГЭ, мы оплатили эту учебу средствами девочки. В отчете опекуна я прикладывала чеки за каждый месяц обучения и копию договора с обучающим центром», − отмечает Евгения.
Что делать, если ребенок стал совершеннолетним или опека прекращена по другим причинам до 1 февраля?
В таком случае отчет сдается не позднее трех дней с момента, когда опекуну стало известно о прекращении опеки.
Нужно ли писать отчет от руки?
Можно заполнить отчет на компьютере, но нужно будет его распечатать и каждую страницу заверить подписью опекуна. «Необязательно приносить заполненный документ специалистам лично. Вы можете направить его по Почте России, но помните, что в органы соцзащиты он должен поступить не позднее 1 февраля. Более подробную информацию о заполнении отчета можно найти в тематической памятке на портале „Моя новая семья“» − отмечает Елена Зайцева.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы