8 сентября 2025 года
267

Многие родители используют материальное поощрение детей, считая это эффективным методом: успеваемость улучшается, домашние задания делаются вовремя. Логика проста: школа — это работа, а за работу платят. Специалист Московской службы психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты населения рассказала о разнице между мотивацией детей и взрослых, а также об опасностях практики оплаты хороших оценок и домашних дел.
Труд: правило и исключение
Материальное поощрение детей за учебу и помощь по дому действительно работает, но имеет побочные эффекты. Важно понимать разницу: взрослые трудятся на работе и получают за это зарплату, а учеба в школе — это труд ребенка для самого себя. Плата за оценки и домашние дела учит детей связывать учебу с деньгами, что создает неправильное представление о работе и подменяет истинные мотивы обучения желанием заработать.
Немного о «нужной» мотивации
Мотивация — одна из главных движущих сил в жизни человека, но без потребности ее не существует. Чем значимее потребность, тем сильнее готовность тратить силы и время на ее удовлетворение. Психолог назвала несколько потребностей, которые поддерживают учебную мотивацию ребенка.
Познавательная потребность позволяет удовлетворять естественное любопытство ребенка. Социальная — хорошая успеваемость обеспечивает уважение и авторитет среди одноклассников. Эмоциональная потребность позволяет получать позитивные эмоции и укреплять самооценку, когда ребенок преодолевает трудности и достигает поставленных целей. Еще одна потребность — самоуважение. Успешный ученик регулярно получает одобрение в виде хороших оценок и похвалы от учителей и родителей. Потребность в саморазвитии связана с тем, что образовательный процесс интересен ребенку, ему хочется постоянно расширять кругозор.
Когда происходит подмена понятий, то целью ребенка становится не получение знаний и преимуществ, которые они дают, а деньги. И чтобы получить их, ребенок может применять нечестные методы: списывать, исправлять оценки, прогуливать уроки, где можно получить двойку.
Специалист отметила, что финансовое поощрение учебы и выполнение домашних обязанностей может привести к негативным последствиям в будущем.
Формирование потребительского отношения
Если ребенок привыкает, что за уборку в своей комнате или вынос мусора ему платят, он вряд ли сделает это бесплатно даже если родители заболеют или окажутся в трудном материальном положении. Представьте себе взрослого человека, каждый поступок которого продиктован лишь расчетом.
Подмена семейных связей торгово-рыночными
Когда родители превращают домашние обязанности или успехи в школе в товар, который можно купить за деньги, они незаметно подменяют доверительные отношения с ребенком рыночной сделкой. Вместо безусловной поддержки и эмоциональной близости семья рискует стать площадкой для обмена: «ты — мне оценку, я — тебе деньги». Так исчезает ценность совместных усилий, а любовь и гордость родителей начинают измеряться в рублях.
Постоянный рост «тарифов»
«Тариф» за годовую пятерку по географии в восьмом классе вряд ли будет равен цене за сданный ЕГЭ или поступление в вуз. Прежде чем начать платить за оценки, стоит подумать готовы ли вы к бесконечному повышению ставок.
Усугубление существующих проблем
У желания получать деньги за учебу и нежелания убирать за собой всегда есть причины. Если ребенок охотно делает дела исключительно за плату, дело не в лени или физической неспособности. Вместо того, чтобы «откупаться» от ребенка, стоит разобраться в проблеме.
Искажение жизненных смыслов
Школа — старт для познания детьми своих способностей и раскрытия талантов. Заменяя путь развития денежным поощрением, родители сами приводят к тому, что ребенок будет думать только о деньгах.
Поддержка семей с детьми оказывается в рамках нацпроекта «Семья».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы