26 февраля 2025 года
142

По результатам исследования респонденты, которые участвуют в проекте «Московское долголетие», знают и применяют больше способов защиты от кибермошенников, а также считают более важным регулярно повышать свой уровень знаний в области кибербезопасности.
Исследование презентовали на пресс-конференции, которая прошла в медиацентре «Россия сегодня». Эксперты также обсудили, как цифровизация влияет на качество жизни людей старшего поколения, какая взаимосвязь есть между безопасностью в киберсреде и здоровьем, какие меры защиты существуют в современном мире и многое другое.
В разговоре приняли участие заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Филиппов, директор по управлению фродом и гарантированию доходов ПАО «Вымпелком» (билайн) Петр Алферов, руководитель по устойчивому развитию ПАО «ВымпелКом» (билайн) Евгения Чистова, заместитель директора РГНКЦ «РНИМУ им. Н. И. Пирогова» Надежда Рунихина, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская, директор департамента противодействия мошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский, ведущий исследователь угроз информационной безопасности «Лаборатории Касперского» Татьяна Шишкова.
Исследование «Киберграмотность и кибергигиена в повседневной жизни людей старшего возраста» посвящено тому, как люди старшего поколения относятся к теме цифровой безопасности, какие инструменты защиты от мошенников используют и где получают актуальную информацию. В исследовании приняло участие 1148 абонентов билайна старше 55 лет.
«„Московское долголетие“ является неотъемлемой частью социально-культурного ландшафта Москвы. Как показывают наши исследования, горожане разных возрастов дают проекту высокую оценку и уверены, что он меняет в лучшую сторону качество жизни. Мы видим, что старшее поколение — активные участники цифровой среды, что влечет за собой и определенные риски. Поэтому мы вместе с поставщиками и партнерами проекта ведем постоянную работу по совершенствованию программ обучения цифровой грамотности. На них москвичи старшего возраста не только получают знания в области современных технологий и безопасности, но и развивают психологическую устойчивость. Благодаря этому участники проекта обладают более высоким уровнем цифровой культуры и благополучия, гигиены и грамотности, а те, кто более полугода посещает занятия „Московского долголетия“, реже становятся жертвами мошенников. Также горожане старшего возраста всегда могут обратиться с любыми вопросами в центры московского долголетия, а с прошлого года в них помогают в оформлении более 70 государственных электронных услуг», — рассказал Владимир Филиппов.
Он также отметил, что с 2018 года занятия по цифровым технологиям прошли уже более 200 тысяч москвичей старшего возраста. При этом изучение современных технологий — это непрерывный процесс, поскольку современный мир постоянно развивается и важно быть на шаг впереди. Это подтверждают и участники проекта «Московское долголетие». Они понимают важность новой информации, поэтому не столь уверены в полноте имеющихся у них знаний и навыков на текущий момент и чаще опасаются стать жертвами мошенничества (50% против 41%).
Участники проекта чаще оценивают свою потребность в обучении по защите от мошенников как высокую (43% против 29%). По словам экспертов, это можно объяснить и тем, что участники проекта обладают большим числом социальных связей, поэтому реальнее оценивают риски.
Петр Алферов обратил внимание, что в вопросах кибербезопасности старшего поколения важен инклюзивный подход: «В условиях стремительного развития технологий важно, чтобы все меры по защите от киберугроз были доступны и понятны для старшего поколения. Мошенники становятся все более агрессивными, используя страх и манипуляцию, что делает наше старшее поколение уязвимым. Мы должны сделать акцент на простоте и ясности информации, чтобы старшие могли легко понять, как защитить себя в интернете. Кроме того, в ситуациях, когда кто-то сталкивается с мошенничеством, важно иметь возможность обратиться за помощью к живому человеку. Группа быстрого реагирования билайна готова оказать поддержку и дать необходимые советы. А для того, чтобы минимизировать риски столкновения со злоумышленниками, мы абсолютно бесплатно подключили всем нашим клиентам базовую версию виртуального помощника, который блокирует мошеннические и спам-звонки».
Более подробными данными исследования поделилась Евгения Чистова. Большинство респондентов (87%) считают проблему телефонного и интернет-мошенничества актуальной для себя. Причем 59% москвичей старше 55 лет отмечают, что мошеннические звонки скорее вызывают раздражение, чем страх.
Почти треть респондентов отметили (32%), что получают от одного до пяти звонков от мошенников в месяц. Чаще всего звонят из «правоохранительных органов» (58%), «банков» (46%) и на тему здоровья (28%).
Многие москвичи старшего возраста воспринимают проблему телефонного мошенничества как решаемую. Однако они боятся финансовых потерь и долговых обязательств, поскольку мошенники часто маскируются под официальные службы, что затрудняет принятие решения о том, как реагировать на такие звонки.
Исследование показало, что люди старшего возраста часто не понимают необходимость в использовании дополнительных мер защиты, например, установки антивирусных программ или регулярной смены паролей. Многие из них искренне удивляются, когда слышат о важности использования различных паролей для разных аккаунтов. В то же время выяснилось, что участники «Московского долголетия» более осведомлены о них.
В качестве основных мер защиты люди старшего возраста чаще предпочитают не открывать ссылки и файлы из смс-сообщений (57%), не отвечать на звонки с незнакомых номеров (52%) и использовать определитель номера (50%). При этом участники «Московского долголетия» не только знают о более эффективных мерах, но и используют их. Например, они чаще пользуются услугой от оператора «блокировка звонков мошенников» (56% против 44%), запретом действий через Госуслуги и банки (32% против 21%), звонят в банк или организацию, специалистом которой представился мошенник (44% против 35%) и устанавливают антивирус (36% против 29%).
Важность обучения цифровой грамотности с точки зрения здоровья отметила Надежда Рунихина. По ее словам, кибератаки наносят серьезный удар не только по материальным ресурсам, но по здоровью старших москвичей из-за возникающего стресса. Поэтому важно продолжать работу по обучению людей цифровой грамотности и способам защиты от мошенников: «Мошенничество — серьезная проблема для общества в целом. В этом смысле большую роль играет проект „Московское долголетие“, где горожане старшего поколения могут не только заниматься приятными, интересными занятиями, но и получать актуальную информацию и знания, чтобы противостоять угрозам».
Оксана Синявская отметила, что цифровизация все активнее проникает в жизнь горожан старшего возраста и становится источником их благополучия. Они активно пользуются поисковиками, государственными и финансовыми сервисами, используют мессенджеры для общения.
Спикер поделилась данными исследования НИУ ВШЭ. Так, среди респондентов, имеющих близких родственников 70 лет и старше, 86% оказывали им помощь в освоении информационно-коммуникационных технологий, 87% объясняли правила безопасного использования интернета. Также молодое поколение считает, что цифровые технологии способствуют повышению качества жизни людей старшего возраста.
Сергей Велигодский и Татьяна Шишкова рассказали об актуальных мерах по защите от кибермошенничества и отметили то, что старшее поколение людей — это одна из основных целевых аудиторий для защиты со стороны различных структур — банков, компаний по защите данных и сотовых операторов. Они уже ведут большую работу по постоянному совершенствованию и внедрению систем безопасности, а также открыты к дальнейшему сотрудничеству с проектом «Московское долголетие» для просвещения людей старшего поколения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы