15 декабря 2023 года
1819
Внезапная госпитализация является стрессовой ситуацией для пациента. В экстренных условиях человек испытывает тревогу и волнение. Если же люди еще переживают и о том, что некому встретить из медучреждения, потерялся паспорт или дома остались необходимые лекарства, настроиться на лечение бывает сложно. Решить немедицинские вопросы пациентам помогает социальная служба в больнице. Как именно, рассказывает старший социальный координатор столичной больницы № 31 Ольга Никитина.
— Ольга, что такое социальная служба в больнице?
— Это социальные координаторы и психологи, которые помогают пациентам, попавшим в кризисную ситуацию. Врачи занимаются лечением, а мы снимаем с медиков непрофильную нагрузку, занимаясь социально-бытовыми проблемами пациентов, которые возникают во время госпитализации или при выписке.
— Какие основные проблемы пациентов вы решаете?
— Основные запросы, с которыми к нам обращаются пациенты и врачи, связаны с общением с родственниками. Мы сообщаем родным, что человек попал в больницу, после лечения готовим его к выписке. Часто приходится искать близких тех пациентов, которые ничего не помнят или находятся без сознания и не могут дать контакты родных. Наша задача — помочь с дальнейшим жизнеустройством, если пациенту после лечения некуда выписаться, если человек одинок, но нуждается в послебольничном уходе. Рассказываем о возможности получить социальное обслуживание на дому, содействуем в сборе документов для путевки в стационарные социальные учреждения, где люди могут получить заботу и квалифицированный круглосуточный уход, если в этом есть необходимость.
— Как быть, если у человека нет жилья, а пора выписываться?
— Бездомных людей мы переводим в центр социальной адаптации. Но бывает, что в больницу попадают иногородние жители, приехавшие в столицу на заработки. Им еще нужно восстанавливаться после больницы, а дом далеко. Как-то скорая помощь привезла к нам из центра госуслуг жителя Ульяновска. Мужчина приехал в учреждение оформлять временную регистрацию, но упал в обморок. Врачи оказали экстренную помощь и рекомендовали пациенту по месту жительства оформить инвалидность и обязательно продолжить лечение. Он рассказал нам, что совершенно одинок, работает вахтой по городам, зарабатывает на собственное жилье, а прописан у приятельницы, где никогда не жил. Обращаться снова к ней за помощью ему было совестно. Не знал, что делать дальше. Мы связались социальной службой Ульяновска. Коллеги нашли женщину, у которой был прописан наш пациент, и она согласилась поддержать товарища снова. Социальные координаторы помогли купить билет, вызвали такси и сопроводили мужчину на поезд. На следующий день он был уже в кругу близких людей.
— Как вы понимаете, что человеку нужна помощь?
— Мы обходим палаты и разговариваем с пациентами. Люди делятся своими страхами и переживаниями, видят в нас опору, а мы для того и работаем, чтобы помочь в беде. Искренность располагает, вызывает доверие. Люди говорят, что от наших улыбок уже становится легче. Часто называют социальных координаторов небесными ангелами за добрые дела и, в том числе, за небесно-голубой цвет нашей формы. Бывает, встречают со словами: «Мой ангел пришел, дайте я вас обниму!» Мы рады разделить и значимые моменты в жизни наших пациентов. Очень запомнился один дедушка — на время лечения у него пришелся день рождения, исполнился 101 год. У пенсионера не было родных людей, дома ему помогала социальный работник. Вместе с коллегой мы устроили поздравление — украсили палату шарами, подарили цветы, с разрешения врача принесли любимые сладости. Одинокий человек был тронут вниманием, радовался общению, смеялся и шутил с нами.
— Почему вы стали социальным координатором?
— Большую часть профессиональной жизни посвятила социальной сфере. Мне нравится работать с людьми. Это призвание — в помощи другим вижу смысл своей жизни. Да и просто люблю людей. Когда сложная ситуация нашего пациента разрешается, и он возвращается домой, мирится с родственниками или находит потерянный кров — радуешься, испытываешь огромное удовольствие от положительного результата. Этим и живешь.
— Какая история помощи больше всего тронула вас?
— Недавно в нашу больницу попал одинокий дедушка — инвалид детства по слуху. Сначала мы помогли найти взаимопонимание между врачом и пациентом — в нашей команде у сотрудника есть опыт общения с такими людьми. А потом дедушка попросил найти его сына. Родственники не виделись 20 лет. В молодые годы наш пациент развелся с супругой, поначалу она не позволяла ему общаться с сыном, а через время по состоянию здоровья оба родителя не смогли заботиться о ребенке, и мальчик вырос в интернате. Мы отыскали сына, и всем было волнительно, как уже взрослый мужчина отреагирует на появление отца в его жизни. Родственник приехал в больницу, и встреча состоялась. Сын и отец молча смотрели друг на друга. Обстановка была напряженная. Мы спросили отца, узнает ли он сына? Пациент был растерян и сказал, что помнит его маленьким, а сын так и не обронил ни слова. Мы увезли отца в палату и поговорили с сыном. Обида и боль не отпускали, он был в замешательстве и уехал. В день выписки наш пациент покинул больницу, социальные координаторы помогли ему добраться домой и верили в чудо. Прошло четыре дня, и нам позвонил сын — попросил адрес папы. Теперь мы уверены, что чудеса случаются, и наша команда помогает этим чудесам воплотиться в жизнь.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы