У каждого есть представления о том, как стать счастливым.

Некоторые люди полагают, что это состояние целиком зависит от удачи, отношения близких и иных внешних причин — психологи называют таких людей экстерналами.

«Человек — кузнец своего счастья», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», — убеждены другие.

Текст: Елена Бахурина, психолог МСППН

Однако счастье и удовлетворенность жизнью, хотя и зависят от внешних факторов, но определяются способностями и внутренним отношением к себе и окружающему миру. Людей, которые придерживаются принципа «Хочешь быть счастливым — будь им», называют интерналами.

Экстерналам, конечно, живется нелегко: по их убеждению, от них ничего не зависит, и они — жертвы обстоятельств. Такие установки формируются в детстве в результате серии неудач, и изменить их чрезвычайно трудно. Неудачи могут быть следствием слишком высоких требований со стороны родителей или других значимых людей. Американский психолог У. Джеймс почти 100 лет назад вывел формулу самооценки. Она зависит от соотношения успеха и уровня притязаний:

Самооценка равна величине успеха, разделенного на величину уровня притязаний (У. Джеймс)

Чем чаще приходит успех, тем выше самооценка. Самооценка и уровень притязаний находятся в обратной зависимости: чем амбициознее ожидания, тем меньше вероятность их реализации, тем реже успех и ниже самооценка, с которой чувствуешь себя несчастным даже в раю. Подобные люди чаще становятся экстерналами: не каждый способен принять, что неудача — следствие и твоей ошибки.

Интерналы при оценке успеха или неудачи опираются на свой прошлый успешный опыт, поэтому их самооценка более высокая и стабильная. Они убеждены, что довольство судьбой и счастье зависят от развития способностей, поэтому чаще готовы учиться снова и снова.

Успех — следствие знаний?

Научные исследования, да и житейский опыт показывают, что уровень знаний и интеллекта влияют на достижение успеха, но... не в полной мере.

Ко второй половине XX века все больше теоретиков и практиков сходились на том, что именно социальные способности играют определяющую роль в достижении удовлетворенности жизнью и успеха, как бы его ни трактовали.

В 80-е годы XX века научный журналист Д. Гоулмен написал книгу «Эмоциональный интеллект» про триумф в бизнесе. И доказал, что успеха в бизнесе добивается не столько человек с академическими знаниями, сколько тот, кто умеет вдохновлять, повести за собой — одним словом, лидер. С его легкой руки этот термин получил широкое распространение. Отметим, что эмоциональный интеллект активно формируется в подростковом и юношеском возрасте.

По Гоулмену основой эмоционального интеллекта является самосознание, или понимание своих чувств:

  • Что я сейчас чувствую?
  • Что я хочу прямо сейчас на самом деле?

Эти вопросы помогают прикоснуться к истинному «Я». Истинное «Я» — мудрец в башне, дающий ответ на вопрос, куда идти в поисках счастья, стержень личности, тот опыт, который соединяет меня сегодняшнего со мной в детстве и со мной в будущем. Одни называют его Истинным путем. Психологи же считают этот опыт Внутренним ребенком.

Внутренний ребенок

Зрелая, самодостаточная личность умеет позаботиться о своем Внутреннем ребенке, потому что обладает волей: самоконтролем и самомотивацией, благодаря которым справляется с трудностями и достигает цели, что проявляется в двух решающих способностях: ставить цель и сосредоточиться на ней.

Например, девушка хочет усовершенствовать фигуру. Но ей мешают лень регулярно ходить на фитнес и соблазны вредных вкусняшек. Всегда находится то, что нас расстраивает, и мы заедаем это вкусненьким, а потом ненавидим себя за безволие и фигуру, далекую от идеала.

Британский психолог-коуч Уитмор обнаружил, что обычно реализуют свои мечты и планы люди, которые используют навыки, объединенные под аббревиатурой GROW:

Goal — цель — Что ты хочешь? —

Reality — реальность —

Где ты сейчас?

Options — варианты —

Что ты мог бы сделать? —

Will — воля, намерение —

Что ты сделаешь?

Если человек овладел способами переключения с эмоций, мешающих достижению цели, и умеет планировать — то в итоге способен достичь успеха. В этом случае он проживает собственную полноценную жизнь. Кстати, мечта — прообраз цели. Без мечты достижение большой сверхзадачи маловероятно, она как бы заряжает нас энергией из будущего.

Саморегуляция

Каковы инструменты саморегуляции и самоуправления личности, или копинги?

Человек рождается и формируется в обществе, которое за сотни тысяч лет наработало множество техник совладания с проблемами выживания. Все эти способы закреплены в культурном коде народа.

Культура, согласно работам психоантрополога Кардинера, представляет собой хранилище страхов и способов с ними справиться. Например, беспокойство еще в средние века снижали подбрасыванием монеты: орел или решка? — и эта простая манипуляция помогала сделать выбор и снизить тревогу. Свадебные церемонии, ритуалы погребения, праздники, музыка, театр, спорт, хобби — все это, по сути, наборы приемов по управлению волнениями и страхами. Помимо групповых, традиционных наборов есть также и индивидуальные копинги. Их осознавание и сознательное использование помогают управлять чувствами, поведением, а значит, и жизнью.

У всех есть свои копинги — инструменты совладания с ситуацией и чувствами. Они могут быть не только групповыми или индивидуальными, но и развивающими, нейтральными, разрушающими. Некоторые приводят к деградации и крушению надежд (например, алкоголь и другие химические вещества).

Чем больше индивид приобщается к культуре, тем большее количество копингов ему доступно, тем вероятнее его полная самореализация и, стало быть, достижение гармонии и счастья.

Цивилизация и культура, воплощенные в традициях, книгах, архитектуре, искусстве, являются безбрежным океаном опыта совладания с разрушительными силами. Общественные знаки и символы, согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, подобно материнскому объятию, контейнируют страхи и гнев, успокаивают и примиряют индивида с реальностью, помогают ему сформулировать свои цели и жизненные смыслы. Подобно прибою, они превращают осколки скалы в гладкие морские камешки.