9–11 сентября в Москве прошел IV Форум социальных инноваций регионов, где за три дня провели более 50 мероприятий с мировыми экспертами и выставку проектов социальной сферы. В рамках панельной дискуссии «Что ждет благотворительность в России завтра?» ведущие сотрудники фондов и государственные чиновники обсудили, как развивается благотворительность в стране и какие проблемы остаются актуальными для Москвы и регионов. Своим мнением со «Снобом» поделилась участница дискуссии Александра Александрова, первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Благотворительная деятельность в России прошла сложный путь, и сегодня мы наконец-то видим неоспоримые результаты. За последние годы доля россиян, которые жертвуют средства благотворительным организациям, только выросла. Но и сами фонды, и государство продолжают искать дополнительные способы вовлечения граждан и компаний в благотворительную деятельность. Это и налоговые стимулы, и работа над прозрачностью отчетности и процедур перевода средств, и развитие программ корпоративной благотворительности.
Вместе с коллегами мы обсудили, что уже удалось достичь совместными усилиями, и какие вызовы стоят перед всеми нами сегодня. Очевидно, что рост есть, благотворительность в России развивается.
Поддержка
Важным участником процесса, разумеется, является государство. Мы активно поддерживаем эту сферу и выделяем внушительные суммы на гранты для НКО. Только от Департамента труда и соцзащиты населения по конкурсу «Москва — добрый город» — 400 млн рублей ежегодно; такая же сумма выделяется по конкурсу грантов мэра Москвы.
15 сентября стартовал прием заявок на конкурс грантов «Москва — добрый город» для социально ориентированных некоммерческих организаций. В этом году он стал более доступным и открытым. Чтобы принять участие в конкурсе, НКО больше не нужно в течение пяти лет иметь оборот денежных средств, составляющий 50 процентов от размера гранта. Кроме того, вклад в проект самой организации может быть подтвержден не только деньгами, но и любыми другими ресурсами. Также больше нет ограничений по средней заработной плате участников проекта, исключено требование о необходимости предоставлять гарантийные письма от соисполнителей.
В прошлом году мы передали некоммерческим организациям в безвозмездное пользование на три года 50 помещений — в общей сложности 11 тысяч квадратных метров отремонтированных офисов с мебелью. В 17 расположились мастерские и творческие студии для людей с множественными формами инвалидности; еще в 33 помещениях разместились НКО, которые помогают родителям с подростками, занимаются семейным устройством, организуют программы для тех, кому необходима особая помощь в социализации, программы ЗОЖ, программы по трудоустройству людей с особенностями здоровья и прочее.
Недавно Департамент труда и социальной защиты населения Москвы открыл агрегатор магазинов НКО, где продается продукция, сделанная их подопечными. Это удобная онлайн-площадка и новый канал продаж товаров, сделанных руками людей с инвалидностью и тех, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию.
Мы создали «Социальный навигатор» — приложение с интерактивной картой социальных услуг. С ее помощью москвичи могут легко и быстро получить нужную информацию обо всех услугах и возможностях получения помощи в городских организациях и НКО.
Повышение эффективности управления
В некоммерческий сектор сегодня приходит достаточно много ресурсов, в том числе финансовых. И этими ресурсами нужно уметь управлять. Для этого нужны управленцы, финансисты, экономисты и менеджеры. Чтобы получить грант, нужно разработать качественный проект, подготовить смету, рассчитать все ресурсы. Чтобы организовать сбор средств, нужно понимать, как провести фандрайзинговую кампанию, создать сайт и составить систему отчетности. Чтобы крупные компании становились партнерами благотворительных организаций, фондам необходимо уметь говорить на языке бизнеса. Для этого в отрасль должно прийти как можно больше опытных профессионалов.
Исполнительный директор «Форума доноров» Александра Болдырева, в ходе дискуссии напомнила о недостатке представителей креативных индустрий в нашей сфере: нестандартные проекты помогают привлечь новую аудиторию, которой сегодня так не хватает фондам.
Необходимо помнить, что НКО — это не только такие крупные фонды, как «Подари жизнь», «Искусство, наука и спорт» или фонд продовольствия «Русь». Есть множество маленьких организаций, в которых работает не больше пяти-шести человек, часть из которых фриланс или волонтеры. Во главе, как правило, женщина, средний возраст 53 года. Нет преемников, нет штата людей. Сектору реально не хватает профессионального менеджмента. Услуги сложно масштабировать, расширять количество благополучателей. Есть проблемы с устойчивостью организации. НКО должны задуматься об этом.
Директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан справедливо обратила внимание, что ситуация в регионах отличается от Москвы. Профессионализацией сектора они занимаются совместно с агентством социальной информации НКО «Сократ». Накопленный опыт больших НКО нужно масштабировать. Мы вместе стремимся формировать последовательность и преемственность.
Совместное создание проектов и услуг
Когда я начинала совместные проекты государства с НКО, очень многие боялись критики друг друга. Сейчас по-другому, доверия и партнерства больше. Когда создаются совместные проекты, мы как государство опираемся на экспертизу некоммерческого сектора. То, что мы делаем в партнерстве, позволяет достигать оптимальных результатов. Например, в сфере помощи особой семье, социализации детей с множественными формами инвалидности, НКО являются авторами результативных методик, которые мы как государство можем тиражировать в свои учреждения. Социальная защита на основе анализа больших данных видит тех москвичей, кому нужна индивидуальная помощь, и рекомендует НКО включить их в круг своих благополучателей. Так мы расширяем и кастомизируем целевую аудиторию, помощь приходит именно тем, кому в жизни тяжелее других. Хотелось бы, чтобы такого взаимодействие было еще больше.
Государство теперь смело обращается к фондам. Как верно отметила на нашей дискуссии Фатима Мухомеджан: «Наконец-то между нами совершенно точно появилось доверие. Отчетность стала понятной и прозрачной, мы стали понимать друг друга и искать варианты взаимопомощи».
Прозрачность и поддержка людей
В городе и стране проходят большие информационные кампании о деятельности некоммерческих и благотворительных организаций. При этом у большинства жителей остаются вопросы: кому можно доверять и как, собственно, устроена помощь? А ответы на данные вопросы не найти в социальных сетях. По нашим наблюдениям, люди больше доверяют волонтерам, чем НКО. В мои личные социальные сети часто приходят сообщения о сборе средств. Как тут понять, кому правда нужна помощь? Государство должно получать обратную связь — куда были направлены деньги и как был реализован проект. Важно продолжать активно рассказывать населению о деятельности НКО, о том, кому они помогают и каких результатов они достигают.
Моя коллега Елена Иваницкая, заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России, упомянула о важной для НКО и благотворительных фондов вещи — это репутация. И, в целом, том образе, который создает организация. «Перед нами стоит важная задача — бороться с мошенничеством. Эта неприятная, но реальная тенденция оставляет пятно на авторитете всей сферы. Чем чаще простые люди сталкиваются с подобным, тем менее охотно они помогают», — подчеркнула она.
Президент благотворительного фонда продовольствия «Русь» Юлия Назарова поделилась опытом системной благотворительности и указала на необходимость вовлечения людей в сферу именно через волонтерство, чтобы у них была возможность пройти полный цикл работы благотворительной организации и понять на опыте, как это устроено. Так мы будем развивать культуру всеобщего бережного отношения.
Также важная цель фондов и государства — вовлечь в благотворительность разные поколения. Сегодня чаще помогают молодые люди — от 18 до 24 лет и от 35 до 44 лет. Екатерина Шергова, директор фонда «Подари жизнь», рассказала о том, что в Москве сейчас активно развивают фонд «Серебряного волонтерства» для людей старшего возраста.
Мы хотели бы донести до людей, что благотворительность бывает разная, и уйти от позиции всеобщей проблематизации и «горевания». Как верно отметила Фатима Мухомеджан: «Нужно, чтобы благотворительность не создавала трудности, а имела возможность делать важные дела».
Очень важна и форма донесения информации. Я лично верю в активное информирование детей и подростков. Они идут работать волонтерами, потому что это безопасная и комфортная среда, которая им интересна. Думаю, их даже уговаривать не надо. Такая работа с молодыми ребятами эффективнее, чем реклама на билбордах или программы по ТВ.
Диалог и взаимное доверие
Один из ключевых компонентов партнерства — это доверие.
Но доверие можно сформировать, когда делаешь проекты вместе. Прежде чем запускать любой проект в городе, мы обсуждаем и верифицируем его с представителями некоммерческого сектора. Формируя конкурс грантов, мы обсуждали направление деятельности, целевые группы, условия участия и критерии оценки. Перед конкурсом помещений мы совместно с НКО прорабатывали дизайн помещений — как правильно оборудовать комнаты для людей с особенностями развития, критерии отбора. Это позволило нам сделать конкурсы прозрачными и понятными для некоммерческого сектора. А в этом году дополнительно, перед запуском конкурса грантов, обсудили, что можно улучшить в этом проекте.
Для более глубокого понимания особенностей работы некоммерческих организаций мы создали и провели, с нашей точки зрения, уникальный курс обучения чиновников. Он позволил нам узнать изнутри, как работают НКО, и создать в городе сплоченную команду профессионалов, которые готовы прийти на помощь каждому человеку. Важно быть все время в диалоге, делиться знаниями и идеями, чтобы постоянно улучшать механизмы совместной помощи людям, создавать новые проекты, направленные на улучшение качества жизни всех категорий граждан.
Партнерство
Одно из главных достижений в благотворительности — это партнерство. Именно в ковид благотворительные и некоммерческие организации, волонтеры стали первыми партнерами города, кто помог людям, которые были дома в полном локдауне.
Перед городом была поставлена очень сложная задача — помочь тем, кто остался в изоляции. И первые, к кому мы обратились за помощью, были волонтеры и наши друзья — некоммерческие организации. Они нашли 1500 волонтеров из всех районов города. Это были полторы тысячи абсолютно разных горожан, которые вышли и начали помогать людям. Они носили лекарства, продукты. Были даже наши любимые, необыкновенные зооволонтеры. Только они смогли выгуливать питомцев бабушек и дедушек, которые не выходили из дома.
Многие компании и организации города также решили не оставаться в стороне и помочь городу. Более 70 московских благотворительных фондов, некоммерческих организаций и представителей бизнеса откликнулись на призыв социального комплекса Правительства Москвы.
Они предоставили своих психологов для проведения интервью с потенциальными волонтерами, кинологов для разработки методики помощи жителям с домашними питомцами.
С сентября по ноябрь 2020 года проходила масштабная кампания по вакцинации против гриппа «Здоровая Москва без гриппа». В ней принимали участие уже 2000 социальных волонтеров. Они рассказывали москвичам о важности профилактики гриппа и помогали медикам на 52 мобильных прививочных пунктах по всей Москве. Сейчас в базе 7500 волонтеров.
Это уникальный пример партнерства, который возник в очень сложной ситуации. Таким образом, в период первой волны коронавирусной инфекции была создана инфраструктура совместной работы с НКО и бизнес-компаниями для организации волонтерской помощи нуждающимся людям.
Мы хотим, чтобы город сохранил эти живые нити добра, чтобы каждый человек мог рассчитывать на помощь и поддержку. Пандемия COVID-19 — это история социальной помощи, когда в городе практически не осталось равнодушных к проблемам общества людей. Это получилось благодаря тому, что между городом, НКО и бизнес-сообществом уже было сформировано доверие — базовый принцип, без которого невозможно полноценное и эффективное партнерство.