22 ноября 2022 года
22 ноября — День психолога. В столице этот профессиональный праздник отмечают, в частности, сотрудники Московской службы психологической помощи. Они протягивают руку в трудную минуту тем, кто потерял близких, попал в беду, переживает депрессию или конфликт с родственниками, друзьями или коллегами.
Жители столицы, оказавшиеся в сложной ситуации, могут позвонить по телефону неотложной психологической помощи: 051. С 2006 года сотрудники этого специального подразделения Московской службы психологической помощи провели уже около миллиона консультаций. За смену, которая длится 12 часов, каждый из девяти консультантов отвечает на звонки примерно 17 человек. Если за один раз помочь не удается, абоненту предлагают обратиться в одно из территориальных подразделений службы для очного консультирования. .
В течение года можно бесплатно пройти пять консультаций, два сеанса диагностики, три тренинга и восемь сеансов реабилитации. Бесплатную психологическую помощь могут получить не только москвичи, но и работающие в столице жители Московской области, студенты, военнослужащие. О том, как психологи оказывают первую помощь, что дает рассказ о своих проблемах, правильно ли долго плакать — в материале mos.ru.
Подышать вместе
Чаще всего по телефону 051 звонят люди, которые находятся в состоянии повышенной тревожности, депрессии или панической атаки. Так считает заведующая филиалом службы Любовь Терневская.
«На втором месте — сложности в отношениях: супружеских, детско-родительских, рабочих. На третьем — обращения, касающиеся психологического здоровья, страхов. Основной запрос от клиентов — одиночество, потеря смысла жизни, профессиональный тупик, утрата близких», — говорит Любовь Терневская.
Даже одного разговора по телефону бывает достаточно, чтобы вывести человека из острой фазы, облегчить его состояние, дать ему надежду. Например, если клиент жалуется на панические атаки (неконтролируемые приступы страха, часто без видимых причин, при которых учащается сердцебиение и затрудняется дыхание), то психолог способен снять этот накативший ужас.
«Паническая атака обычно длится около 20 минут. Важно за это время предложить человеку понаблюдать за дыханием, подышать вместе с консультантом, объяснить ему, что его жизни ничто не грозит, сердце не разорвется», — объясняет собеседница mos.ru.
Если позвонивший страдает от депрессии, ему тоже можно помочь за одну консультацию: пока он рассказывает о себе и своих проблемах, зачастую приходит понимание, что вызвало такое состояние и как с ним бороться. Кроме того, важно, когда тебя слушают и понимают, не пытаясь давать бессмысленные и раздражающие советы. Родственники и друзья редко оказывают правильную поддержку.
«Во-первых, если человек решил нам позвонить, это уже признак психического здоровья — способность просить о помощи. Во-вторых, рассказывая нам о себе, он начинает сам себя слышать. Наша задача стабилизировать актуальное состояние человека. Мы стараемся понять, как устроен внутренний мир того, кто к нам обратился. И тогда он обретает себя, ему становится легче», — уверяет Любовь Терневская.
Плакать разрешается
Особо деликатная консультация нужна тем, кто потерял близких. Психологи называют такую помощь «работой горя». Обычно переживающий трагедию звонит в состоянии шока, он не понимает, как принять случившееся и жить дальше. В то время, когда окружающие прекрасно осознают, что произошло, он не может смириться, что мамы, папы, ребенка или любимого человека больше нет и никогда не будет.
Любовь Терневская вспоминает: однажды в офис Московской службы психологической помощи пришел электрик выполнять плановый заказ. Узнав, куда он попал, мужчина вдруг спросил: «Как помочь моей сестре? У нее умер муж, и она беспрерывно плачет. Мы ей говорим: „Успокойся, у тебя же дети!“ А она не останавливается».
«Когда я уточнила, сколько времени прошло со смерти мужа, оказалось, что всего неделя. Это абсолютно нормально — плакать неделю. Ведь когда мы теряем близкого человека, мы расстаемся с частью себя. Но дело в том, что окружающие нас люди не выдерживают этого страдания, им хочется прекратить его. Поэтому так важно обратиться к психологу, который выслушает, не будет осуждать, поможет понять, что произошло. Горевание — процесс, а не событие. У каждого оно протекает по-своему и может занимать разное время. Обычно мы ориентируемся на принятые нормы общества: 40 дней, полгода, год. Но у кого-то это процесс длится дольше. Если прошло больше двух лет, а человеку не стало легче, тогда уже требуется отдельная терапия», — говорит психолог.
По словам собеседницы mos.ru, телефонная консультация длится до тех пор, пока состояние человека не стабилизируется. Если этого будет недостаточно, его пригласят на бесплатные психологические консультации в одно из подразделений службы.
Не бросать себя
Бывает, что во время первой консультации по телефону становится очевидно: за сегодняшним состоянием стоит давняя проблема.
«Мы можем за раз облегчить симптом, но не устранить причину. Та же депрессия — болезнь горя. Речь идет о травме, которую человек когда-то не смог пережить. Например, он ждал, что его оценят на работе, похвалят, а этого так и не случилось. И вот он так и ходит на эту работу, ему кажется, что все прошло, а невысказанные обида, злость продолжают накапливаться. Депрессия накатывает в тот момент, когда мы уже перестаем помнить, что вообще случилось», — объясняет Любовь Терневская.
В таких случаях необходимы дополнительные сеансы с психологом. «Поскольку наше отделение относится к Московской службе психологической помощи, мы можем направить клиента туда. Если удалось вскрыть глубокую проблему во время первого разговора, с ней нужно разобраться, а не забыть, избегать или отодвинуть. И наша цель — мотивировать человека продолжить терапию», — уточняет собеседница mos.ru.
Терапия может продолжаться в формате индивидуальных и семейных очных консультаций или в группе. Коллективные сеансы нужны в тех случаях, когда у клиента либо проблемы с общением, либо ему важно оказаться в кругу таких же пострадавших, например, переживших смерть родственников. «Люди с одинаковым посттравматическим расстройством обмениваются ресурсами и тем самым помогают друг другу», — считает Любовь Терневская.
Другой вариант — реабилитация. Такая форма необходима, если человек пребывает в длительном стрессе, и помочь ему одним разговором не удается. Тогда психологи применяют телесные методы: массажные кресла, ароматерапию, цветотерапию, лечение музыкой.
Кроме того, Московская служба психологической помощи оказывает дистанционную поддержку. Можно проконсультироваться со специалистом по скайпу, электронной почте, в чате, на форуме или посмотреть вебинар.
Обратиться за психологической помощью имеют право москвичи, зарегистрированные в городе, жители регионов, работающие в столице, супруги, один из которых прописан в Москве, студенты дневных отделений столичных вузов, военнослужащие Московского гарнизона и члены их семей. Единый справочный телефон: +7 499 173-09-09.
Правда, по словам Любови Терневской, звонят, в основном, женщины от 30 до 50 лет. Таковых две трети.
«Мужчины, к сожалению, зачастую полагают, что обращение к психологу — признак слабости. А мы все же призываем к тому, чтобы человек не бросал себя, не тонул в соматическом болоте, не уходил в трудоголизм, алкоголизм и другие крайности, не пытался заглушить свои эмоции, а доверял специалисту. Позволил бы себе пережить случившееся, поплакать и отпустить», — резюмирует собеседница.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы