Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В столичных реабилитационных центрах используют альтернативную коммуникацию для помощи людям с трудностями речи

15 ноября 2022 года

В столичных реабилитационных центрах используют альтернативную коммуникацию для помощи людям с трудностями речи

14 ноября празднуют Международный день логопеда. В этот профессиональный праздник поздравляют специалистов, которые помогают справиться с трудностями речи людям разного возраста. Дети с расстройством аутистического спектра зачастую особенно нуждаются в таких занятиях. Рассказываем, как специалисты столичной соцзащиты помогают детям научиться общаться.

Светлана Белова более 10 лет работает логопедом в Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово». «Это не я выбрала профессию, а профессия выбрала меня с улыбкой говорит Светлана. — Каждый ребенок это уникальный мир со своим особенным восприятием окружающей действительности. Поэтому индивидуальный подход в работе с детьми с расстройством аутистического спектра — это один из важнейших аспектов в процессе реабилитации».

Светлана проводит занятия в соответствии с индивидуальным планом реабилитации и учетом особенностей развития ребенка и применяет собственную разработку «Я буду говорить», в которой активно используются информационно-коммуникативные технологии.

«Альтернативная коммуникация — это способ коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь ребенка. Основное правило альтернативной коммуникации: ребенок должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может», — объясняет Светлана.

Альтернативная коммуникация может использоваться для замены обычной речи и как вспомогательное средство. Она стимулирует появление речи и способствует ее развитию. Альтернативная коммуникация бывает разной: это мимика и жесты, использование изображений, символов, «говорящих» кнопок, при нажатии на которые воспроизводятся заранее записанные фразы и слова — выбор наиболее эффективного метода зависит от особенностей ребенка.

Светлана занимается с Олей Солдатенковой в течении 4 лет. Сейчас девочка с удовольствием приходит в центр, приносит с собой любимые игрушки, которые тоже вместе с ней «учатся». После занятий с логопедом Оля определяет, называет и разделяет гласные звуки и согласные звуки, учится читать по слогам.

«Самое ценное для меня — это ощущение того, что я нужна, что могу помочь ребенку справиться с речевыми трудностями, социализироваться, дать ему понять, что он уникальный и все у него получится»,  говорит Светлана Белова.

В Реабилитационно-образовательном центре № 105 обучаются и проходят комплексную реабилитацию дети с ментальными нарушениями. В учреждении ребята не только изучают образовательные предметы, но и учатся общаться и взаимодействовать в обществе. Бывают случаи, когда дети с расстройством аутистического спектра приходят в школу практически не разговаривая, тогда на помощь приходит альтернативная коммуникация — взаимодействие с помощью жестов, карточек и интерактивных устройств.

Руслану 16 лет, у него нет речевого общения. В РОЦ № 105 мальчик поступил 3 года назад. Он не всегда понимал слова, дома с ребенком общались указательными жестами. Сейчас Руслан учится в 9 классе, и за это время у мальчика большой прогресс. На помощь педагогам пришли карточки для альтернативной коммуникации. Их содержание варьируется в зависимости от возможностей ребенка: на первых этапах это «да» и «нет», а дальше вводятся мотивационные картинки и действия разного характера и на разные темы.

«Три года назад мы столкнулись с тем, что ребенок боялся педагогов и одноклассников. Наша задача была расположить мальчика и научить его взаимодействию в обществе. Если взрослые понимали жесты Руслана, то сверстникам было трудно. Карточки PECS нам очень помогли. Чтобы облегчить адаптацию, на переменах всем классом общались только с помощью карточек. Готовили картинки на разные темы. Сначала это были карточки-просьбы с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди показывал тот предмет, который он хочет, чтобы ему дали. Дальше мы расширили карточки и превратили занятия в игру по типу крокодила: покажи действие, изображенное на карточке. Дети имитировали походы в магазин, уборку и т.д. Ребятам было интересно, мальчик увидел расположение сверстников, раскрылся и включился в работу», — рассказывает Мария Федотова, классный руководитель 9 «В» класса РОЦ № 105.

Сейчас Руслан понимает учителя и одноклассников, может им объяснить с помощью карточек, что он хочет. Но самое главное — мальчик любит ходить в школу и с удовольствием общается с педагогами и одноклассниками.

Работа логопеда в Реабилитационном центре для инвалидов «Ремесла» включает в себя не только развитие когнитивных функций, но и интеграцию людей с инвалидностью в общество — это всегда комплексный процесс. С детьми логопед работает по программе «Говорим правильно и красиво», используя дыхательные упражнения на тренажере.

«Структура дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что наши подопечные, увлекаясь играми, сами не замечают, как в процессе постоянно чему-то обучаются. Каждый урок представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха», — резюмирует Светлана Струева, логопед РЦдИ «Ремесла».

На заметку:

В системе соцзащиты города Москвы работают 8 реабилитационно-образовательных и 10 реабилитационных центров, в которых дети и взрослые с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме