27 октября 2022 года
Специалистам из Сирии рассказали о мерах поддержки, которые получают москвичи с инвалидностью, а также познакомили с работой реабилитационного комплекса на примере Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой и Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
На сегодняшний день в системе Департамента труда и соцзащиты работают 10 реабилитационных центров, 91 отделение социальной реабилитации при территориальных центрах социального обслуживания, 8 реабилитационно-образовательных учреждений, в которых акцент делается на комплексную реабилитацию и социализацию детей с инвалидностью с сохранением полноценного образовательного процесса согласно Федеральным государственным образовательным стандартам. Кроме того, работает Ресурсный центр для инвалидов, отвечающий за обеспечение москвичей техническими средства реабилитации.
Учреждения оказывают широкий комплекс реабилитационных мероприятий, ориентированный на представление услуг по принципу «рядом с домом», раннее вмешательство и мультидисциплинарный подход. В штате реабилитационных учреждений соцзащиты — высококвалифицированные специалисты, в том числе врачи, психологи и педагоги, центры оснащены высокотехнологичным реабилитационным оборудованием.
Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой — одно из ведущих реабилитационных учреждений города, помогающее москвичам с инвалидностью и их семьям вернуться к привычной жизни после травм и заболеваний, связанных с нарушением функции движения. Специалисты подробно рассказали делегации из Сирийской Арабской Республики об истории центра, его структуре, а также реализуемых программах и применяемом оборудовании.
«Люди, которые попадают к нам, это москвичи, имеющие нарушения функции движения вследствие заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговых травм, спинальных инсультов, болезней костно-мышечной системы и ДЦП. Реабилитационные технологии, которые мы используем, позволяют в большинстве случаев добиться значительных результатов. Наша задача не только восстановить функции, утраченные из-за травмы или заболевания, но и научить наших пациентов не поддаваться болезни, учиться, работать, заниматься творчеством, жить активной жизнью!», — рассказала Светлана Воловец, директор Центра им. Л.И. Швецовой.
Комплексные программы реабилитации в стационарной и нестационарной формах осуществляются с помощью современной лечебно-диагностической базы. Центр оснащен высокотехнологичным оборудованием, способствующим восстановлению двигательной активности, профилактике и коррекции заболеваний внутренних органов. В рамках комплексной реабилитации была создана мобильная служба реабилитации, основная задача которой — предоставление услуг на дому. Также гости из Сирии узнали, что в Центре им. Л.И. Швецовой работает одно из первых отделений городского сервиса ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с особенностями развития и их семьям.
Также в Центре им. Л.И. Швецовой большое внимание уделяется творческой самореализации москвичей и восстановлению их социально-бытовых навыков. Специально оборудованный кабинет представляет собой настоящую квартиру с кухней и ванной комнатой и оборудован всем необходимым для самостоятельного проживания. Большинство элементов этой модульной системы оснащены микролифтами, которые позволяют изменять высоту расположения каждой секции, исходя из потребностей человека, использующего инвалидную коляску.
Реабилитационно-образовательные центры соцзащиты — уникальный опыт столицы. Чтобы ознакомиться с примером их работы, делегация из Сирии посетила Школу-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых.
«Это старейшее учреждение в Москве, в котором обучаются дети с нарушениями зрения. В этом году школа отпраздновала 140-летний юбилей. Благодаря уникальным методикам обучения, профессионализму коллектива и труду ребят, учреждение ежегодно попадает в рейтинг лучших школ Москвы среди всех образовательных организаций, где учатся дети без особенностей здоровья. Мы гордимся нашим опытом, а с этого года можем использовать его в обучении детей из других регионов страны, поскольку на базе школы открылся первый Всероссийский центр для одаренных незрячих детей», — отметил Иван Вишнивецкий, директор ШОР № 1.
В стенах ШОР № 1 ребята не только изучают школьную программу. Они проходят полноценную реабилитацию, осваивают бытовые навыки, которые помогут им стать самостоятельными в будущем, учатся передвигаться по городу с помощью белой трости, использовать современные гаджеты, занимаются музыкой и рукоделием.
У специалистов из САР вызвали большой интерес кабинет трудовой адаптации, где ребята создают своими руками изделия из ткани и дерева, а также кабинеты для освоения бытовых навыков. Под руководством сотрудников школы дети учатся самостоятельно готовить простые блюда, наливать напитки, мыть посуду, гладить вещи и многое другое — для незрячего ребенка это очень важные умения, которые в дальнейшем позволят ему не зависеть от других людей в повседневных делах.
«Мои личные впечатления от школы сложно описать словами. То, что я увидела здесь, это огромная работа! Дети могут сами себя обслуживать, готовить, достигают высоких успехов в учебе. Даже с серьезными нарушениями зрения дети осваивают компьютер и другие современные технологии. И они, когда вырастут, смогут жить самостоятельно. В этой школе сразу понимаешь, что у многих детей здесь выдающиеся способности. Сегодня мы приехали сюда, чтобы ознакомиться с опытом России и понять, что полезное мы можем вынести. Хотелось бы, чтобы специальные школы в Сирии могли в будущем перенять этот уникальный опыт», — прокомментировала Клаудия Тома, член делегации, одна из руководителей сирийского фонда «Амаль».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы