29 сентября 2022 года
Завершается прием заявок на конкурс грантов «Москва — добрый город». Сейчас некоммерческие организации вносят последние данные в личных кабинетах. Столичное АНО содействия занятости и досуга взрослого населения «Возрасту.нет» становилось победителем трижды. За это время на средства гранта его образовательный проект Школа подготовки домашнего персонала «Бабушка и дедушка на час», который работает в центре занятости «Моя карьера», охватил помощью более 30 тысяч москвичей. Директор организации и автор курса Наталия Линькова рассказала о партнерстве с городом и дала несколько экспертных рекомендаций соискателям гранта.
— Школа нянь очень популярна среди москвичей. Результаты впечатляют: обучение прошли более 12 тысяч человек, в 2022 году трудоустроено почти 75% ваших выпускников. Расскажите, пожалуйста, в чем секрет успеха?
— Наш проект в прямом смысле слова меняет жизни людей. Многие из наших благополучателей до поступления к нам находились в состоянии потерянности, когда один период трудовой и социальной активности закончился, а новый еще не начался. Кто-то приходит в период смены деятельности, например, после выхода на пенсию, но с желанием работать. На занятиях в школе мы не просто обучаем нянь-гувернанток всему необходимому — с каждой из них проводится большая психологическая работа. Всего за несколько месяцев люди приобретают новые знания, уверенность в себе, вступают в сообщество коллег и единомышленников, обрастают новыми связями. Наиболее успешные получают диплом гособразца о переквалификации, который позволяет работать как в семьях, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Ну и отдельная гордость — это процент трудоустройств выпускников.
Более 75% находят работу с помощью наших психологов-рекрутеров и специалистов центра занятости «Моя карьера», в партнерстве с которым создана Школа подготовки нянь-гувернанток. А новая работа — всегда новая жизнь. Это избавление от страха финансовой несостоятельности, снижение уровня тревожности, и, главное, востребованность. Наши выпускники начинают вновь чувствовать себя нужными, а это очень важно для счастливой жизни. Ну а дальше все просто: когда человек возвращается к жизни, он хочет про это рассказывать. Тогда к нам приходят знакомые наших выпускников в поисках своего счастья.
— В процессе подготовки заявки на конкурс 2021 года после консультации с экспертами центра «Моя карьера» ваш проект очень вырос. Какие изменения были внесены и какой инсайт вы из этого вынесли?
— Перед каждой подачей заявки на грант проходим обучение, которое для нас очень ценно. На занятиях четко по инструкции заполняем каждый пункт. И во-вторых, в процессе приходят инсайты, что ещё можно «докрутить», чтобы проект стал интереснее и полезнее для благополучателей и мог качественнее решать социальные задачи города и москвичей. По всем конкретным вопросам можно проконсультироваться с экспертами центра. Эта очень полезная опция не раз помогала нам переформатировать проект.
В 2019 году, когда мы впервые участвовали в конкурсе, поняли, что сразу можем решать проблемы не одной, а двух незащищенных групп. Благодаря обучению и индивидуальной консультации с экспертом в 2021 году нашли точку роста и новых стратегических партнеров.
— Более 10 лет вы работаете в сфере помощи людям. Какими составляющими должен обладать проект НКО, чтобы быть полезным городу?
— Он должен решать актуальные для столицы социальные задачи. Любая НКО в этой сфере, как и соцпредприниматели, предлагают те или иные решения. Просто вместе с городом делать это в разы эффективнее. Конкурс грантов — это своеобразное путешествие для НКО. И каждая организация, которая готова в него отправиться должна задать себе вопрос: почему именно на меня должны обратить внимание и именно меня поддержать. И тут речь не про красоту, а про конкретные цифры и изменения в жизни людей, которые показывают твою эффективность.
— Поделитесь опытом, как проверить идею своего проекта на реалистичность и эффективность?
— Ровно так же, как и в бизнесе. Изучаем аудиторию, смотрим, как сейчас она решает те вопросы, с которыми собираемся работать. Запускаем исследование жизнеспособности идеи (MVP) и изучаем, насколько нас устраивает социальный и финансовый результат. Если мы его видим, можно планировать идти вдолгую. Также стоит подумать о том, на какие деньги будет развиваться и жить наше дело, пока мы идем к результату. И помним о том, что по социальному воздействию эффект может быть отложенным.
— Какие обязательные вопросы стоит задать себе перед подачей заявки на конкурс: ваш чек-лист для этого?
— Практически все вопросы чек-листа есть в самой заявке, главный: «Как улучшится жизнь благополучателей благодаря моему проекту?» Это всегда измеримые величины. Отдельно фокусируемся на том, зачем мне это надо и точно ли я хочу работать в партнерстве с городом, а не просто найти дополнительное финансирование для моей инициативы. Это определенные обязательства по отчетности и по деятельности, как всегда бывает при любом виде сотрудничества.
— Какое напутствие дадите будущим победителям конкурса? На что прежде всего стоит обратить внимание во время реализации грантового проекта «Москва — добрый город»?
— Напутствие победителям? Дерзайте! Делайте то, что вам нравится, то, от чего вы ловите драйв, то, что считаете важным. Даже когда опускаются руки, все равно продолжайте ежедневно шагать к вашей цели. Делайте это лучше всех и изо всех сил. Удачи!
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы