22 февраля 2022 года
Незрячие старшеклассники столичной Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых (ШОР № 1) Департамента труда и социальной защиты населения теперь могут ходить в продуктовый супермаркет без сопровождающих. 20 подростков с инвалидностью по зрению, которые сдали зачет в школе по самостоятельному передвижению, после уроков сами добираются до дома, а еще покупают сладости в магазине без помощи родителей и педагогов.
При непосредственном участии директора учреждения Ивана Вишнивецкого и по инициативе коллектива в школе и ближайшем супермаркете «Пятерочка» была установлена система «Говорящий город», позволяющая незрячим людям ориентироваться в городском пространстве. Приложение «Говорящий город» скачивается на смартфон бесплатно, и с его помощью незрячий человек получает информацию о том, что за объект находится рядом, его название, адрес, как обустроен вход, как без препятствий попасть внутрь. Всего в столице проживает около 10 тысяч людей с инвалидностью по зрению. В дальнейшем проект «Говорящий город» сделает комфортнее жизнь всех незрячих москвичей.
Жене Быкову 18 лет, он учится в 10-м классе ШОР № 1. Парень занимается спортом, играет в мини-футбол для незрячих и мечтает стать юристом. Он передвигается по Москве самостоятельно. На его смартфоне стоит программа экранного доступа и приложение «Говорящий город». При подходе к школе Женя использует эту систему, которая звуковым сигналом обозначает вход на территорию.
«В эпоху технологий „Говорящий город“ — неоценимая вещь, которая действительно работает так, как заявлено. Сейчас много изобретений, которые помогают незрячим людям жить в современном мире, но ситуации бывают разные. Например, электронная трость. Представляет собой коробочку, располагающуюся на уровне пояса, реагирующую на препятствия, на которые она направлена. Если впереди яма или ступенька — эта трость не сможет сообщить о препятствии. Поэтому ни одна из систем, какими бы замечательными они ни были, не исключает использование старой доброй белой тактильной трости», — рассказывает Женя.
Ученики школы проходят курс по ориентировке в пространстве — это коррекционные занятия, которые проводятся с 1-го по 12-й класс. На этих уроках дети с инвалидностью по зрению учатся ориентироваться сначала на рабочей поверхности, на листе бумаги, в малом пространстве, в классе, на территории школы, а затем и за ее пределами, на улице, в транспорте и местах общественного назначения. При передвижении ребята используют белую тактильную трость, которая помогает ориентироваться и сообщает окружающим о том, что рядом с ними человек с глубокими нарушениями зрения.
«Незрячие дети вырастают, поступают в институты, затем выходят на работу и создают семьи. Им важно быть самостоятельными и при этом чувствовать свою безопасность, знать, что они могут спокойно доехать до определенного объекта и система „Говорящего города“ им в этом непременно поможет», — объясняет Анна Селиверстова, учитель ориентировки в пространстве ШОР № 1.
Настя Суркова, ученица 10-го класса, год назад сдала зачет по самостоятельному передвижению и ездит до дома, музыкальной школы и ходит в магазин без сопровождающих. Систему «Говорящий город» она изучала на занятиях по ориентировке в пространстве. Сначала передвигалась по ней в школе — в программе есть информация о том, что находится в здании по этажам, а затем освоила ее и на улице.
«Конечно, я могу обратиться за помощью к окружающим, но не всегда есть такая возможность. Будет здорово, когда озвучат и транспорт, и вход в метро. Обычные навигационные приложения на 3-4 секунды задерживают информацию: получается, что автобус уже уехал, а нам проговаривают, что автобус только подъезжает. В системе „Говорящий город“ таких сбоев нет, и, нажимая на определенную кнопку на телефоне, можно предупредить водителя, что на остановке инвалид по зрению. При помощи приложения и звукового сигнала на автобусе слышим, когда наш автобус подъезжает; водитель может выйти и встретить при необходимости», — говорит Настя.
Столичный Департамент труда и соцзащиты начал пилотное тестирование системы «Говорящий город» в 2019 году на базе Ресурсного центра для инвалидов города Москвы. В нем приняли участие ученики ШОР № 1 и представители Московской городской организации Всероссийского общества слепых: люди с инвалидностью по зрению разного возраста и опыта самостоятельного передвижения по городу. Эта система единогласно была признана полезной и удобной, участники высказали пожелание внедрить ее на других объектах социальной инфраструктуры города и на городском транспорте. Сейчас «Говорящий город» работает в 14 столичных объектах, их список можно посмотреть по ссылке.
Справочно
В ШОР № 1 учатся и проходят комплексную реабилитацию дети и подростки с глубокими нарушениями зрения — тотально слепые и с остаточным зрением (0,04 и ниже). В учреждении также работает дошкольное отделение для детей от 3 до 7 лет.
Сегодня учреждение работает в режиме 5-дневной учебной недели с круглосуточным пребыванием. Обучение детей с инвалидностью по зрению проходит на шрифте Брайля — специальном рельефно-точечном шрифте для людей с полной потерей зрения с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения.
Чтобы записать ребенка в ШОР № 1, родителям следует обратиться напрямую в учреждение с заявлением и необходимыми документами.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы