16 февраля 2022 года
Выбрать подходящую специальность бывает непросто: нужно учитывать свои предпочтения, способности и особенности здоровья, подходящие для того или иного занятия. В реабилитационных центрах Департамента труда и соцзащиты ребятам помогают выявить их склонности с помощью различных профориентационных мероприятий. Рассказываем, как это происходит.
Чтобы дети и подростки могли получить представление о разных профессиях, в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой проходят занятия в виде предметных уроков. Они не только увлекательны сами по себе, но и рассказывают о специальностях в IT-сфере, которые могут заинтересовать ребят с нарушением функции движения: веб-мастер, веб-дизайнер, веб-программист.
Другой формат знакомства с профессией — творческие мастерские. Например, благодаря театрально-концертному фестивалю «Магия добра» специалисты провели серию мастер-классов, которые познакомили подопечных центра с профессией мастера-кукольника.
«Научить ребенка творить своими руками, пробудить фантазию и вдохновение, заинтересовать и увлечь замечательным мастерством, которое может стать делом всей жизни, профессией, судьбой, — это и есть наглядная практическая форма ранней профориентации», — говорит Светлана Воловец, директор Центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой.
Уже много лет организация сотрудничает с Некоммерческим партнерством «Открытый мир» — победителем конкурса грантов для социально ориентированных НКО «Москва — добрый город». Они реализуют проект «Школа красоты и здоровья „Шаг к совершенству“», который помогает девушкам с инвалидностью получить профессиональные навыки ухода за внешностью и освоить профессию визажиста.
Также в Центре имени Л. И. Швецовой есть все условия для трудоустройства взрослых с инвалидностью. Сейчас в коллективе работают 12 сотрудников с ограниченными возможностями здоровья, четверо из них имеют первую группу инвалидности. Это двое операторов ЭВМ, специалист по социальной работе, сотрудник по техническим средствам реабилитации инвалидов.
«Пусть меня научат»
В Реабилитационно-образовательном центре № 76 (РОЦ № 76) учатся и проходят реабилитацию преимущественно ребята с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Здесь внедрена программа для старшеклассников «Я и моя будущая профессия».
«Наша задача — выстраивать цепь непрерывного образования „школа — вуз“, активно участвовать в подготовке будущих специалистов высокой квалификации. Поэтому наш центр тесно сотрудничает с профильными вузами, а ученики являются постоянными участниками проекта „Университетские субботы“», — говорит Антонина Нестерова, начальник отдела инновационного развития РОЦ № 76.
Проект «Университетские субботы» дает школьникам возможность почувствовать себя настоящими студентами, посетить лекции, семинары и мастер-классы в интересующих их вузах. Программа каждой такой субботы зависит от конкретного учреждения. От обычного дня открытых дверей это отличается тем, что подростки не просто знакомятся с учебным заведением, а посещают реальное занятие, например, учатся рисовать эскизы в движении в художественной академии.
Подростки из старших классов участвуют в мероприятиях Московского городского университета управления Правительства Москвы — в вебинаре «Будущая профессия: выбираем осознанно» и деловой игре «Инфографика на службе управления городом».
Московский государственный гуманитарно-экономический университет организует для ребят вводные занятия по разным направлениям обучения: прикладная математика, прикладная информатика, информатика и вычислительная техника, а также проводит мастер-класс по информационным технологиям, включая разработку собственного сайта для портфолио.
Московский государственный университет пищевых производств — еще один стратегический партнер РОЦ № 76. Он реализует более 180 программ в области биотехнологии, медицины, инженерии, мехатроники и робототехники, ветеринарии и др.
В Реабилитационно-образовательном центре № 105 ко взрослой жизни готовят ребят с ментальными нарушениями. Здесь они учатся самостоятельности и приобретают специальность.
Уже с 5-го класса ученики РОЦ № 105 знакомятся с разными профессиями: швейное, слесарное, столярное дело, растениеводство. Дети работают в трудовых мастерских на современном оборудовании. Профориентационные беседы, тренинги, тестирования и мастер-классы позволяют выбрать профессию с учетом интересов и возможностей ребенка.
Для детей с ментальными нарушениями важным критерием является возможность самостоятельно добираться до будущего колледжа. Учителя с ребятами из 10-х классов выезжают в профессиональные учебные заведения, знакомятся с ними, оценивают территориальную и транспортную доступность.
Уроки мастера
Мастерские работают во многих реабилитационных центрах столицы. В Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» (ЦРИ «Бутово») их четыре: швейная, гончарная, полиграфическая и театральная.
В швейной мастерской специалисты помогают подросткам и молодым москвичам с инвалидностью до 35 лет осваивать различные виды рукоделия (вышивка, пэчворк, вязание, плетение макраме). Подопечные центра могут ремонтировать одежду, создавать игрушки и простые изделия.
Гончарная мастерская — также эффективный способ реабилитации. Она объединяет в себе гончарное дело, лепку и декорирование художественной керамики.
В полиграфической мастерской подопечные ЦРИ «Бутово» могут освоить основы полиграфии и дизайна, работу на компьютере, изготавливать полиграфическую продукцию (календари, визитки, листовки, буклеты).
Во время уроков в театральной мастерской ребята преодолевают собственные страхи и стеснение. Постоянные выступления перед публикой помогают развить речь, стать более общительными и ответственными.
В центре есть компьютерный класс, где ребят учат приемам работы с популярными компьютерными программами, а также изо- и фотостудия.
Несколько лет назад Реабилитационная школа-интернат № 32 (РШИ № 32) присоединилась к городскому проекту «Профессиональное обучение без границ».
Многие предпочли профессии, связанные с IT-технологиями: цифровой куратор, оператор видеозаписи, верстальщик. Для некоторых девятиклассников участие в этом проекте стало первым шагом к выбору дальнейшего жизненного пути. Больше половины учеников РШИ № 32, получив аттестат и сертификат о рабочей профессии, поступили в технические колледжи Москвы.
РШИ № 32 также сотрудничает с Институтом непрерывного образования Московского городского педагогического университета. Ребята обучаются не только «цифровым» профессиям: впервые будет выпускаться группа по специальности «вожатый».
На заметку
- Чтобы получить бесплатный курс комплексной реабилитации в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой, необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.
- Чтобы записать ребенка в Реабилитационно-образовательный центр № 76, Реабилитационно-образовательный центр № 105, Реабилитационную школу-интернат № 32, родителям необходимо обратиться в учреждение напрямую.
- В Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» принимают москвичей до 35 лет. Чтобы попасть в центр, необходимо направить заявление в территориальный центр соцобслуживания по месту жительства или непосредственно в учреждение.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы