Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Пенсионеры из московского геронтологического центра посмотрели кукольную постановку «Рождественский вертеп»

20 декабря 2021 года

814

Рождественские вертепы ставят профессионалы, любители и даже школьники. Уже много лет в столице проходят фестивали вертепов, на которых все желающие могут показать свои спектакли. О том, что это за представление и как устроен вертеп, рассказал Александр Греф, руководитель театра «Бродячий вертеп» из Центра творчества «На Вадковском». В преддверии Рождества артисты театра отправились в гости в столичный Геронтологический центр «Левобережный», чтобы показать пенсионерам добрую кукольную постановку «Рождественский вертеп».

Первоначальное значение слова «вертеп» — пещера, пристанище. В христианской традиции так называют пещеру, в которой родился Христос. Отсюда и название народного театра, в котором на Святки разыгрывалась рождественская история.

«Обычно вертеп показывают в так называемом двухэтажном ящике. Играют куклы. На верхнем этаже находится Святое семейство, на нижнем разворачивается история царя Ирода. Злой царь хочет убить младенца Христа, но за ним приходит Смерть, и Ирод жестоко расплачивается за свои злодеяния. Вот такая очень простая история, рассказанная незамысловатыми куклами. Саундтреком в этом действе обычно звучат христианские песнопения (канты)», — рассказывает Александр Греф.

Куклами управляют один-два человека. В старинном вертепе они же пели и говорили текст. Кукловоды прячутся за ящиком и двигают кукол по специальным щелям-дорожкам, прорезанным в полу обоих этажей. Кстати, это редкое действо в истории театра, где куклы управляются таким необычным способом.

До революции вертепы были очень популярны в Польше, Беларуси, Украине и России. Это был своего рода промысел. Каждый год после Рождества вертепщики со своими ящиками отправлялись на заработки: играли на ярмарках и площадях, переходили из села в село, от дома к дому и предлагали хозяевам показать представление. Некоторым улыбалась удача, и их приглашали в дома побогаче. «Это был неплохой заработок. Хороший вертепщик с качественными куклами за Святки зарабатывал на корову», — рассказывает Александр Греф.

Сохранить традиции для детей и взрослых

После революции традиция прервалась и начала вновь возрождаться только в 80-х годах. Тогда же в столичном Центре творчества «На Вадковском» появился театр «Бродячий вертеп».

«Нам важно показать детям и взрослым настоящую народную традицию. Она далека от того, что доступно им сейчас, но, поверьте, никто из детей не остается равнодушным. Мы начинали с того, что обучали детей водить кукол, произносить текст. Те, кто помладше, пели колядки. Сейчас мы играем вертеп профессиональной труппой, но дети обязательно участвуют: мы всем раздаем музыкальные инструменты и вместе поем. Получается импровизированный хор с самодельным оркестром. А после представления разрешаем заглянуть за кулисы, то есть за ящик, и посмотреть, как там все устроено. Можно подержать в руках кукол, посмотреть, как у Ирода сваливается голова с плеч. Это наших маленьких зрителей интересует в первую очередь», — продолжает руководитель театра.

Как и для вертепщиков прошлого, предрождественские дни и Святки для «Бродячего вертепа» — горячая пора. Театр играет в центре «На Вадковском», в школах, в учреждениях для пожилых людей. И везде его принимают с восторгом.

«Вертеп интересен людям любого возраста, — говорит Александр Греф. — Во-первых, это красиво. Во-вторых, сама история понятна и близка всем. Есть зло и есть добро, есть младенец, которого надо спасти. Такой сюжет откликается, даже если человек не религиозен. Так что я не могу назвать вертеп исключительно христианским театром. Он универсален. И, в-третьих, настоящий народный вертеп очень прост, даже примитивен. В нем нет тех спецэффектов, к которым привыкли современные люди. И в этой простоте пробуждается воображение, открывается внутреннее зрение. Для меня это самое ценное».

Зрители становятся участниками вертепа

Проживающие столичного Геронтологического центра «Левобережный» с теплотой приняли гостей из Центра творчества «На Вадковском» в преддверии новогодних и рождественских праздников. На представление собралось более 20 проживающих.

Александр Греф и солистка труппы Елена Слонимская показали постановку с сюжетом о младенце Иисусе Христе. После актеры спели рождественские песни на русском, польском, грузинском, испанском и других языках. Зрителям раздали разные музыкальные инструменты народов мира, и они в такт подыгрывали артистам — получилось очень душевно.

«Впечатления от „Рождественского вертепа“ самые замечательные. Я сама пою, к нам часто приезжают хоры, поэтому мне особенно понравилось пение солистки. Люблю театр! В этом центре я живу уже почти два года, мне здесь нравится — чудесная атмосфера. А такие встречи, как показ „Рождественского вертепа“, только скрашивают наши будни», — рассказала 84-летняя Татьяна Борисовна.

Проживающая 58-летняя Нина Васильевна много лет проработала в театральной сфере, она по профессии художник-гример: «К нам не первый раз приезжает вертепный театр, но в предыдущую встречу я не смогла быть. Сейчас я в восторге! В молодости я окончила театральное училище, поэтому с интересом смотрела „Рождественский вертеп“ — мне эта тема близка и знакома. Куклы изумительные! Солистка играет на таком множестве музыкальных инструментов — талантище!»

«Мы здесь, в центре, также ставили спектакли «Кошкин дом», «Теремок» с тряпичными и перчаточными куклами. Даже выезжали на гастроли — в другие геронтологические центры, в территориальные центры социального обслуживания. Мне нравится театр, поэтому с удовольствием провела это время с «Бродячим вертепом», — рассказала 78-летняя Наталья Константиновна.

Юные москвичи из Центра творчества «На Вадковском» передали зрителям из Геронтологического центра «Левобережный» рождественские подарки — сладкие угощения и авторские поделки. Они их смастерили своими руками на занятиях в центре.

На заметку

Столичный Центр творчества «На Вадковском» — единственный в системе социальной поддержки, который одновременно занимается обучением, творческим развитием и социализацией юных москвичей, в том числе детей и подростков из многодетных и малообеспеченных семей. В частности, в театре «Бродячий вертеп» для московских подростков проводятся мастер-классы, лекции и праздники, связанные с народной культурой. Ребята здесь мастерят кукол из соломы, делают простейшие музыкальные инструменты, готовят выпечку по старинным рецептам.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Категория граждан:Пенсионеры

Новости по теме