Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

16 лет на сцене: история и успехи инструментального оркестра особого семейного центра Москвы

9 декабря 2021 года

16 лет на сцене: история и успехи инструментального оркестра особого семейного центра Москвы

207 юных музыкантов насчитывает в своем составе оркестр орф-инструментов и перкуссии особого семейного центра «Роза ветров» за всю 16-летнюю историю существования. Сейчас в коллективе занимается 37 детей с разными особенностями здоровья. Как оркестр помогает детям развиваться и чувствовать себя настоящими артистами, рассказывает педагог дополнительного образования Елена Громова.

История оркестра особого семейного центра «Роза ветров» началась более 16 лет назад — со времен, когда в учреждении жили дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ментальными нарушениями. Центре закупил инструменты, чтобы на уроках музыки ребята разучивали народные песни.

«Дети учились играть, привыкали заниматься, я же стала продолжать это дело — уже в формате оркестра. Сначала мы в конкурсах не участвовали, просто делали то, что нам нравится. Я учила детей и на флейте играть, и на других инструментах», — вспоминает первые годы работы Елена Громова, педагог дополнительного образования со стажем работы более 35 лет, почетный работник общего образования Российской Федерации, ветеран труда.

Сегодня занятия регулярно посещают 37 мальчишек и девчонок в возрасте от 5 до 20 лет. Ребята имеют разные особенности здоровья: детский церебральный паралич, синдром Дауна, расстройство аутистического спектра, ментальные нарушения.

Они играют на колокольчиках, металлофонах, треугольниках, бубнах, маракасах, блок-тоне — орф-инструментах и инструментах класса перкуссии, отсюда и название оркестра. Специальный комплект музыкальных инструментов придумал объединить в группу немецкий педагог и композитор Карл Орф. Его метод позволяет музицировать детям разного возраста и уровня развития без специальной подготовки. Юные музыканты сразу переходят к практике, используя еще и «природный» инструментарий — хлопки, шлепки, щелканье пальцами, притопы.

В 2009 году детей впервые пригласили выступить на новогоднем празднике. После этого карьера оркестра развивалась стремительно — конкурс за конкурсом, концерты. До пандемии творческий коллектив был частым гостем на городских сценах: праздничные программы ко Дню города, мероприятия в учреждениях столичного Департамента труда и социальной защиты населения, выступления для ветеранов, городские праздники, смотр-конкурсы и многое другое.

Среди достижений — победы и призовые места: второе место финала Всероссийского конкурса художественного творчества «Созвездие»; дипломы лауреатов Открытого фестиваля детского и юношеского творчества «Никулинская весна в Кузьминках», Всероссийского творческого конкурса «Все краски мира», городского театрального конкурса «Шаг навстречу», городского кинофестиваля «Крылья бабочки».

Коллективное музицирование

Максим, 17-летний подросток с синдромом Дауна, пришел заниматься в оркестр шесть лет назад. Ходил на занятия вместе с другими ребятами из группы, но продвинулся больше остальных. По словам педагога, у него было плохое чувство ритма, но он очень старался. Сейчас юноша не только попадает в ритм, но и играет на сложном ударном инструменте — пандейру.

«Главное для детей с ограниченными возможностями здоровья — социализация. Коллективное музицирование в этом помогает. Как педагоги дополнительного образования, мы должны скрасить их детство, и занятия этому способствуют. Ведь когда они приходят на репетицию, стоит только посмотреть в их глаза, на настроение и желание, сразу понятно, что ребята влюблены в свое занятие», — рассказывает педагог.

Елена Громова трудится в паре с педагогом дополнительного образования Еленой Лыга, которая занимается с младшим составом ребят — будущими звездами оркестра. Вместе они репетируют, готовят детей к выступлению. Репертуар педагоги подбирают в зависимости от задачи. Он должен иметь диапазон мелодии, удобный для воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой. Так, в преддверии Нового года полным ходом идет подготовка к исполнению известного произведения американского композитора Джеймса Лорда Пьерпонта Jingle Bells.

Педагоги отмечают, что отрабатывают с детьми технические моменты — ритмы, доли, паузы, дирижерские жесты. До того, как начинать разучивать произведения для конкурса или выступления, очень важно отрепетировать такие детали.

Когда произведение выбрано, Елена Громова придумывает аранжировку: когда и кто будет играть.

«Сложность аранжировки для нашего оркестра в том, что мы должны соблюсти грань между примитивным и непростым звучанием, чтобы детям было по силам сыграть. Когда у них не получается произведение, то, конечно, они расстраиваются, это выбивает их из колеи, создает негативный фон», — комментирует педагог.

Умение слушать музыку, чувствовать ее характер и реагировать на музыкальные переживания, которые в ней воплощены, — важные факторы для эстетического развития детей. Ребенок учится искренне и свободно общаться, потому что музыка снимает эмоциональное напряжение и стеснительность —ведь юный музыкант выступает на сцене перед зрителями.

Выбор инструмента

К выбору инструмента для ребенка педагоги подходят основательно, сперва создавая звуки только руками: хлопки, шлепки по коленям. В этот момент один из педагогов играет аккомпанемент на фортепиано, чтобы музыкальный ритм совпадал с игрой ребенка.

Затем детям дают колокольчики — извлечение звуков с их помощью получается у каждого. Постепенно инструменты в руках детей становятся более сложными: пандейру, маракасы, треугольник.

«Играю на деревянном барабанчике, это мой любимый инструмент. Мне очень нравится ходить на занятия. Сейчас к Новому году готовимся, репетируем. Сегодня даже играл на колокольчиках, это тоже интересно. Я вообще люблю музыку, поэтому хожу всегда с удовольствием», — говорит Степан, воспитанник особого семейного центра.

Дети музыку очень любят. Кроме того, им нравится заниматься пальчиковой гимнастикой — это хорошая разминка перед репетицией. Иногда педагоги устраивают музыкальную викторину: включают произведения, а дети должны назвать звучащие в нем инструменты. В коллективе есть незрячие мальчики. Они знают все инструменты и отлично справляются с такой задачей.

В музыкальном кабинете педагоги наблюдают, сможет ли ребенок сидеть или стоять в певческой установке — это когда человек держит корпус в правильном положении, чтобы петь или долго играть на инструменте. Затем ему дают инструмент.

Первые занятия для них проходят в ознакомительном формате, чтобы они адаптировались, поняли алгоритм музицирования. Любой ребенок может сыграть на каком-нибудь инструменте, а у кого будет хорошо получаться — сможет на нескольких.

«Есть дети, которые в силу своих физических возможностей способны держать только колокольчик. Суть в том, что ребенок все равно в оркестре. Разве может быть что-то лучше для него, чем быть частью коллектива, который делает одно большое дело? Тем более, когда они выступают перед зрителями — так счастливы в этот момент!» — подчеркивает Елена.

Справочно:

Московские центры социальной помощи и реабилитации оказывают поддержку семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». Подробную информацию об услугах центров можно узнать на странице портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Инвалиды

Новости по теме