Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Давай играть: ищем ключ к легкому родительству

30 ноября 2021 года

962

Познавать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми ребенку помогает общение. Но это лишь один из способов, и то не главный. Ведущая деятельность дошкольника — игра. Благодаря ей мы входим в «большую» жизнь максимально комфортно и безболезненно. Если дети лишены возможности играть, их развитие останавливается. В чем причины такого явления, какие игрушки покупать младенцам, чтобы они выросли успешными и счастливыми, рассказала психолог Московской службы психологической помощи Анастасия Грачева.

Что хранится в карманах детства

Совместные семейные игры эффективнее всего формируют близкие и доверительные отношения между родителем и малышом. В школьном возрасте такое взаимодействие важно продолжить. Несмотря на то, что на этом этапе развития игра уступает пальму первенства другими занятиям, она продолжает оставаться важным элементом контакта. Почему? Из-за эмоциональной составляющей: в игре мотив лежит не в достижении цели (как, например, в учебной деятельности), но в самом процессе. А вот в домашние задания родителю вообще не рекомендуется сильно вовлекаться. Лучше «рубитесь» в «Монополию» или крестики-нолики, а учится ребенок пусть самостоятельно.

Секретный мир детей

Игрушка для ребенка — ценность, потому их не должно быть много. Ни к чему множество сенсорных раздражителей, их обилие не способствует развитию, а только сбивает с нужного пути. При этом те, что окружают малыша, должны быть разноформатными. Человек познает мир через органы восприятия: зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения. Это и есть сенсорика. Она вносит вклад в развитие эмоциональной сферы.

Для каждого возраста необходимо организовать свою среду: так, для грудничка достаточно одной-двух погремушек и музыкальной карусели над головой. У младенца, который уже переворачивается и садится, в активной игре должно быть от пяти до девяти игрушек. В дальнейшем не обязательно увеличивать это количество, но обратите внимание на содержание. Если книжка, то пусть она будет с аудиодополнением, а если сортер — то с элементами разного объема и фактуры. Хорошо иметь игрушки из натуральных материалов. Например, из дерева или песка.

Здорово, если вместе с детьми вы освоите сюжетно-ролевые игры, они учат выстраивать межличностные отношения, примерять на себя различные социальные роли сначала дома с близкими, потом — в детском саду, школе, в компании со сверстниками и педагогами.

Игра запускает важнейшие интеллектуальные процессы: активизируются зоны мозга, отвечающие за прогноз, контроль и регуляцию деятельности. Если ребенок будет удовлетворять свои потребности в игре, он будет удовлетворен и эмоционально. Важно, чтобы вместе с ним в этот момент были папа, мама или другие члены семьи: такое совместное времяпрепровождение — залог гармоничного развития малыша. Понимая, что всегда есть «свои» люди, те, кто с тобой на одной волне, для которых ты важен и интересен, человек вырастает более уверенным в себе, он осознает свою ценность и значимость в мире.

Как правильно играть?

  • Дайте ребенку свободу выбора — пусть играет во всё, что захочет. Свои варианты предлагайте, если только необходимо чем-то увлечь малыша или он по каким-то причинам не проявляет интереса к игровой деятельности.
  • Во время игры не выражайте негативные эмоции, не критикуйте за творческий процесс. Это состояние, которое должно развиваться по совершенно уникальному пути, без вмешательств на ранних этапах развития.
  • Помните: в случае, если вы по-настоящему включены в происходящее (а не отсиживаете формально, уткнувшись в телефон), общаетесь с детьми с искренним интересом, в ответ на такое отношение и взаимодействие у ребенка формируется доверие к себе, окружению, миру и жизни в целом.

Если вы хотите больше узнать о значении игры в развитии человека либо этот формат общения, наоборот, недоступен и есть трудности в детско-родительских отношениях, можете записаться на бесплатные психологические консультации и вебинары Московской службы психологической помощи населению. Список тем размещен на одноименной вкладке главной страницы сайта службы. Кроме того, в круглосуточном режиме работает телефон неотложной психологической помощи — 051 (с городского телефона), +7 (495) 051 (с мобильного) и чат психологической поддержки на сайте https://msph.ru.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме