18 ноября 2021 года
Обучение финансовой грамотности — важный этап социализации людей с ментальными особенностями. Сотрудники домов-интернатов проводят занятия для проживающих, адаптируя материал под разные группы жителей индивидуально.
Для жителей Дома-интерната № 16, которые только учатся обращаться с деньгами, специалисты проводят сюжетно-ролевую игру «магазин». Подобные игры помогают людям с особенностями ментального развития подготовиться к самостоятельным походам в магазин. Во время игры они учатся лучше ориентироваться в ценах на товары, контролировать свои расходы. Участники примеряют на себя роли покупателей и продавца, постигают культуру общения и правила поведения в таком общественном месте, как магазин.
«Обращаться с деньгами — большая ответственность. Но у меня получается. Сотрудники меня хвалят», — рассказывает Анна, проживающая в Доме-интернате № 16.
Во время игры девушка часто выступает в роли кассира. На импровизированном «прилавке» лежат продукты, организовано рабочее пространство для кассира. Каждому покупателю выдается некоторая сумма, которую он должен потратить на определенные товары.
Настольные игры — ещё один способ научиться считать деньги и планировать финансы на дорогостоящие покупки.
«Я научилась считать деньги через игры. Мне нравится игра „Миллионер“. Там нужно заработать больше всех денег и скупить больше компаний. Благодаря этой игре я научилась считать деньги, распределять их так, чтоб хватило на покупки, давать сдачу», — поделилась Наталья, проживающая в Доме-интернате № 16.
Жители также занимаются в специальной развивающей программе на компьютере — тренажер денежного счета, который помогает разобраться в номинации банкнот и монет.
«Бывает, что допускаю ошибки. Но сейчас уже меньше. Я сама хожу в магазин, и мне важно уметь хорошо считать», — поделилась Татьяна.
Планирование бюджета
Кроме базовой арифметики, умения считать на калькуляторе, тренировок на тренажерах или во время игровых занятий, ещё важно научиться планировать траты. Для этого сотрудники дают ребятам задания, решение которых пригодится в обычной жизни.
Например, составить праздничное меню и купить необходимые продукты к столу. При этом нужно уложиться в определенную сумму. Вместе со специалистами жители рассчитывают объём продуктов по количеству ожидаемых гостей. На занятиях по домоводству жители учатся читать состав продуктов, определять срок годности. Поэтому во время походов по магазинам они внимательно читают информацию на этикетках. Из купленных продуктов проживающие совместно с сотрудниками готовят разные блюда. Таким образом, они учатся не только ходить в магазин, но и развивают кулинарные навыки.
Шопинг с умом
Светлана из Дома-интерната № 16 вместе с другими жителями учреждения посещает онлайн-занятия Благотворительного фонда «Большая перемена». В 2020 году фонд стал одним из победителей конкурса грантов «Москва — добрый город». Там преподают основы математики и русского языка. Пока днём группа из интерната занимается из компьютерного класса, девушка дополнительно обучается. Светлана решила заниматься онлайн вечером, поэтому захотела приобрести собственный ноутбук.
«Света рассказала мне о своем желании, и я помогла ей с выбором. Чаще всего они приобретают действительно нужные, полезные им вещи», — рассказала Надежда Грачева, специалист по социальной реабилитации Психоневрологического интерната № 16.
Виктория живет и трудится в том же интернате. Девушка достигла больших результатов на пути к самостоятельности. Она хорошо справляется с обязанностями. Виктория самостоятельно готовит, живёт в комнате одна, следит за чистотой в комнате, где проживает, ходит в магазин и ставит перед собой определенные цели.
«Сотрудники учат меня правильно распоряжаться деньгами. Я задумываюсь о том, действительно ли мне нужен какой-то продукт. Так мне удалось накопить, и я купила сначала стол, потом стенку для телевизора. Теперь хочу купить красивый тюль на окна», — рассказала Виктория.
Наталья уже несколько месяцев работает специалистом в центре госуслуг «Мои Документы». Полтора года назад девушке помогли повысить правовой статус. Девушка признается, что раньше могла делать необдуманные покупки. Но когда стала зарабатывать сама, поняла цену деньгам. Сейчас Наташа старается покупать только полезные вещи.
«Часть зарплаты я трачу на жизнь, а часть откладываю. Недавно я купила себе для занятия спортом новые кроссовки с ортопедическими стельками. Сейчас хочу новые нарядные очки», — рассказала Наталья.
Финансовая грамотность
С будущими выпускниками домов-интернатов специалисты социальных учреждений проводят профилактические беседы на тему кредитов и прочие услуги финансовых организаций.
«Сегодня легко можно оформить кредит онлайн. Наша задача — донести до проживающих возможные последствия невыплаты кредита, какие могут быть ограничения и как самостоятельно накопить на свои желания», — рассказала медицинский психолог Психоневрологического интерната № 30 Валерия Узких.
Специалисты учреждения помогают жителям разобраться в причинах, побуждающих что-либо приобрести, чтобы избежать импульсивных и необдуманных покупок. Сотрудники также рассказывают о том, как не стать жертвой телефонных мошенников.
Проживающая в Доме-интернате № 30 Ирина лично сталкивалась с мошенниками. Однажды ей позвонили неизвестные и представились сотрудниками банка.
«Они спрашивали мои имя, фамилию и просили подтвердить перевод. Я знаю, что никому говорить нельзя свои личные данные. Рассказала об этом соцработнику. Вместе разобрались в ситуации. В таких случаях надо звонить в банк или прийти к ним в офис», — поделилась Ирина.
Сотрудники учреждений помогают проживающим с жизнеустройством, мотивируют их к личностному и финансовому росту. Грамотное распределение доходов и расходов — важный навык, который необходим им в самостоятельной жизни. Специалисты по социальной реабилитации и психологи помогают жителям развить логическое и стратегическое мышление, стать более уверенными и бережно относиться к своим доходам.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы