11 ноября 2021 года
Для зрячего человека каждодневные домашние заботы не представляют особых трудностей, будь то стирка, уборка или покупки в магазине. Для слепого же человека даже минимальное самообслуживание может вызвать большие затруднения, если у него отсутствуют определенные знания и навыки. Рассказываем о том, как в Школе-интернате № 1 для обучения и реабилитации слепых дети с нарушениями зрения учатся самостоятельной жизни, иными словами — не зависеть от зрячего человека.
Приобретать необходимые для самообслуживания навыки ребенок начинает еще в дошкольном возрасте. И вплоть до окончания школы в программу обучения Школы-интерната № 1 (ШОР № 1) входит предмет СБО — социально-бытовая ориентировка. Именно на этих уроках дети учатся одеваться, ухаживать за собой, следить за порядком в доме, знакомятся с азами готовки.
Существует множество приборов, приспособлений и программ, способных облегчить жизнь для незрячего человека, но ни одна из них не сможет сделать за человека все.
Обучение ребят не ограничивается заучиванием алгоритма действий. Внимание детей акцентируется на более тонких и малозаметных для зрячего человека вещах. Это действия, которые зрячий человек контролирует мимолетно при помощи зрения, совершая оценку необходимости выполнения того или иного шага.
Программа социально-бытовой ориентировки включает много разделов:
- Одежда и обувь. Ребята изучают различные виды предметов гардероба, способы сочетания различных видов одежды и ухода за ними.
- Питание. Дети осваивают практические навыки приготовления блюд, обучаются правилам хранения скоропортящихся продуктов, соблюдения санитарно-гигиенических требований, хранения и использования всех видов продуктов.
- Жилище. Ребята учатся выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за домом, изучают основы безопасности при работе с домашней химией, учатся выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использованию различных украшений для интерьера.
- Транспорт. Сюда входит обучение алгоритмам поездок на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате проезда и так далее.
- Семья. Дети получают знания о составе семьи, о равномерном распределении домашних обязанностей.
- Покупки. Ребята приобретают навык различать магазины по видам, совершать покупки в зависимости от необходимости.
В конце обучающего курса ребята четко представляют и выполняют последовательность операций с любыми предметами, знают основы правил безопасного поведения, умеют вести себя в чрезвычайных ситуациях и осваивают доступные модели общения с окружающими, необходимые в социуме.
Помощь рядом
Чтобы записать ребенка в Школу-интернат № 1, родителям следует обратиться напрямую в учреждение с заявлением и необходимыми документами.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы