Как пандемия повлияла на работу НКО в городе, а также чем отличается работа некоммерческих организаций в рамках конкурса грантов «Москва-добрый город» от механизма участия в реестре поставщиков социальных услуг, обсудили в пространстве «Благосфера» представители НКО, первый заместитель руководителя столичного Департамента труда и соцзащиты Александра Александрова и замруководителя департамента Павел Келлер. Встреча прошла в рамках GR-клуба для НКО—провайдеров социальных услуг. Заседание клуба организовано Агентством социальной информации (АСИ) в рамках проекта «PROдвижение НКО Москвы» при поддержке столичного Департамента труда и соцзащиты.

Руководитель социальных проектов и программ АСИ Ольга Дроздова представила результаты исследования «НКО Москвы: уроки пандемии и новые возможности», в котором приняли участие представители 43 московских НКО. Она рассказала, что произошла ускоренная цифровизация отрасли.

«НКО быстро перестроились на онлайн-режим. Стали делать дистанционно даже то, что раньше не представляли, что возможно в этом формате», — сказала она. — Очень многие про это нам говорили. И что-то теперь останется в этом формате с нами навсегда, а что-то превратится в некий гибрид«. Пандемия, по ее словам, расширила для некоммерческих организаций их целевую аудиторию и направления деятельности. «Если раньше работали с какой-то определенной категорией, то в пандемию за одним благополучателем в это НКО пришла вся его семья, близкие и даже соседи. Появилась новая работа с новыми клиентами», — пояснила Ольга Дроздова.

Что касается благополучателей, то пандемия существенно повлияла и на их жизнь, отметила она и привела пример, когда люди, до пандемии проживавшие в психоневрологических интернатах, смогли переселиться в квартиры, где НКО оказывают услуги по сопровождаемому проживанию.

Обратная связь от НКО

Александра Александрова отметила, что такие исследования крайне полезны, так как дают обратную связь от НКО, которые стали для города надежными партнерами в оказании социальных услуг. И эффективность этого взаимодействия стала особенно заметна именно в период пандемии. «Это время оказалось очень тяжелым для всех, город серьезно включился в преодоление пандемии, — сказала она. — Хочу сказать спасибо НКО, потому что первое, что мы сделали, — это попросили коллег подключиться к нашим проектам. Для меня это один из лучших примеров взаимодействия городской власти с некоммерческими организациями». Так, НКО наладили обучение волонтеров и сформировали волонтерскую сеть с учетом соблюдения всех норм безопасности и минимизации рисков распространения коронавирусной инфекции в первую волну.

«Очень важно, что волонтеры начали выполнять ту функцию, которую мы как государство не могли, — напомнила Александра Александрова. — Например, выяснилось, что у бабушек, которые находились на самоизоляции, есть любимые домашние питомцы, и их всех надо выгуливать. И тогда появились зооволонтеры, которые несколько раз в день помогали с выгулом домашних животных, приводили их в порядок, и это могли сделать только волонтеры». Также только они могли выполнить нестандартные просьбы людей — например, принести цветы.

Тогда же столичный Департамент труда и соцзащиты включил в список приоритетных направлений своего грантового конкурса «Москва — добрый город» отдельную номинацию — по поддержке людей в период пандемии. «Мы понимали, что это и поддержка НКО, и поддержка людей, — рассказала Александра Александрова. — У многих людей тяжелое состояние после перенесенной болезни, нужны силы и время на реабилитацию, адаптацию, восстановление».

Спикер напомнила, что это направление грантового конкурса «Москва -добрый город» сохранено и в этом году, прием заявок на участие в конкурсе стартовал 15 сентября и продлится до 19 октября. Она отметила, что именно по просьбам НКО был изменен ряд условий для участия в конкурсе. В частности, был повышен минимальный размер гранта с 500 тысяч рублей до 1 млн рублей, было принято решение отказаться от ряда процедур — теперь не нужно предоставлять гарантийные письма от соисполнителей проекта. Также организаторы конкурса убрали ограничения по заработной плате для сотрудников НКО. Поменялась и сама форма заявки — она стала более легкой и понятной.

Александра Александрова подчеркнула, что изменения внесены именно после получения отзывов от НКО об условиях конкурса, которые Департамент получил как благодаря исследованиям, например, проведенным Высшей школой экономики, так и благодаря опросам, и прямому сбору предложений от представителей НКО, которые организаторы конкурса получали на всех доступных площадках, например, соцсетях.

Первый замруководителя департамента также рассказала о еще одном направлении проекта «Москва — добрый город» — агрегаторе онлайн-магазинов НКО, где они смогут размещать производимые ими товары. Город помогает сфотографировать товары, размещает их в каталоге и занимается продвижением. «Деньги НКО за проданный товар получают напрямую, — отметила она. — Так мы постарались расширить источники финансовой поддержки для НКО. И мы работаем над созданием онлайн-магазина».

Реестр поставщиков услуг или уникальные проекты

Замруководителя департамента Павел Келлер поднял тему реестра поставщиков социальных услуг, посетовав, что пока не все НКО понимают, как он работает.

«Сейчас важно понимать, что реестр поставщиков — это только про услуги по социальному обслуживанию, пока он не охватывает весь спектр направлений работы НКО», — сказал он и напомнил, что сейчас в городе социальные услуги оказывают центры социального обслуживания, сотрудники которых помогают москвичам на дому несколько раз в неделю. При этом такие же услуги могут оказывать и некоммерческие организации, которые входят в этот реестр. «И это только услуги, которые оказываются на ежедневной основе», — пояснил он. Замруководителя департамента подчеркнул, что сейчас это именно тот формат сосуществования ЦСО и НКО, который выбрал город: «Это целесообразно экономически, и помогает гибко реагировать на возникающие в этой сфере потребности. Конечно, это направление будет развиваться. Сейчас одним из приоритетов социального обслуживания является сохранение привычных условий проживания граждан, нуждающихся в социальной помощи».

Павел Келлер призвал не путать понятия грантовой поддержки и участия в реестре. Он пояснил, что гранты выделяются на уникальные проекты, которые реализуются по определенным направлениям с определенными показателями на определенный срок, тогда как участие в реестре — это оказание только стандартных комплексных социальных услуг людям на дому (доставка еды, уборка квартир, приготовление горячей пищи, сопровождение на прогулку и др.). «Все остальные услуги, которые не охватываются стандартами оказания социальных услуг, мы готовы рассматривать в рамках грантовой поддержки, например, в проекте может идти речь о профилактике одиночества. Эту деятельность невозможно реализовать через реестр поставщиков, грантовая поддержка — это то, что мы иначе финансировать не можем, — сказал замруководителя департамента. — Поэтому для включения в реестр поставщиков важно понимать, какие услуги вы будете предоставлять. Организация, претендующая на включение в реестр, обязана подтвердить, что она сможет оказать все услуги согласно стандартам. Если вы понимаете, что не можете предоставлять все услуги в полном объеме, то в реестр вы не сможете быть включены. Однако несколько НКО могут объединяться, чтобы требуемый спектр был полным, также возможен и субподряд».

Координация и терминология

Теодорас Зазаев, генеральный директор Центра социальной адаптации зависимых лиц «Выход здесь», спросил на встрече, где можно проконсультироваться по подаче заявки на конкурс грантов «Москва — добрый город» — его организация намерена впервые принять участие в нем.

Александра Александрова рассказала, что в специализированном центре занятости «Моя карьера» любой желающий может записаться на персональную консультацию. Также она напомнила о том, что на все вопросы готовы ответить и специалисты круглосуточной горячей линии: 8(495)197-99-99. При этом спикер призвала направлять документы заранее, так все присланные заявки будут проверять специалисты, и если будет отсутствовать какой-нибудь необходимый документ, то с НКО обязательно свяжутся, и все недочеты можно будет успеть исправить.

Александр Боровых, представитель фонда «Даунсайд Ап», попросил обучить экспертов, которые проверяют заявки, и составить для них единый глоссарий. «Многие здесь присутствующие представители НКО работали экспертами на разных конкурсах, — сказал он. — Мы все эксперты, у нас десятки лет работы в некоммерческом секторе, но у всех свое понимание терминологии, частью которой и является понятие „текущая деятельность“. Для успеха конкурса и во избежание таких казусов важно понимать, как эксперт понимает условия конкурса, терминологию. Это сделает конкурс еще более прозрачным». Также участники встречи выразили желание постоянно быть на связи со своими кураторами, когда они уже занимаются реализацией проекта как победители конкурса грантов «Москва — добрый город»: для них важно, чтобы на их письма и звонки реагировали оперативно и помогали как можно скорее разрешать возникшие вопросы.

Александра Александрова по итогам встречи выразила благодарность представителям НКО за обратную связь: «Спасибо за встречу и за новые идеи, — резюмировала она. — Мы непременно проработаем историю с расширением института кураторства для последующей работы. И обязательно продолжим практику открытого выстраивания диалога НКО-сектора с профильными специалистами департамента».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы